ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявило финансовые результаты третьего квартала 2004 года


23 ноября 2004 г. ОАО «Мобильные ТелеCистемы» объявило о результатах деятельности за третий квартал, демонстрирующих существенный рост выручки и дальнейшее увеличение прибыльности.

Основные показатели:

  • Выручка МТС в 3-м квартале составила $1086,4 млн., увеличившись на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль выросла на 117% до $338,3 млн.
  • Маржа OIBDA достигла наивысшего показателя за историю компании – 58,4%.
  • За девять месяцев 2004 г. МТС получила сумму положительных свободных денежных средств, которая составила $260,7 млн. с начала года.
  • Активное внедрение и продвижение дополнительных услуг способствовало тому, что их вклад в ARPU составил 9,7% в России и 11,3% – на Украине.
  • Особое внимание повышению лояльности абонентов привело к дальнейшему сокращению уровня оттока абонентов в России.
  • Численность консолидированной абонентской базы МТС продолжала интенсивно расти: с начала года она увеличилась на 12,13 млн. и по состоянию на 22 ноября 2004 г. составила 28,85 млн. пользователей.

Основные финансовые показатели (неаудированные)

млн. долл. США 3 кв. 2004 2 кв. 2004 Изменение 3 кв. 2003 Изменение
Выручка 1086,4 918,2 18,3% 722,4 50,4%
Операционная прибыль 467,6 371,7 25,8% 274,8 70,2%
Маржа операционной прибыли 43,0% 40,5% 38,0%
Чистая прибыль 338,3 267,5 26,5% 155,7 117,3%
OIBDA 634,8 521,5 21,7% 388,1 63,6%
Маржа OIBDA 58,4% 56,8% 53,7%

«Третий квартал стал очень успешным для МТС. Наше внимание к оптимизации затрат и упрощению внутренних бизнес-процессов, наряду с сезонными факторами, позволили обеспечить рост прибыльности компании. В результате наших инициатив, направленных на повышение лояльности, уровень оттока абонентов значительно снизился, – подчеркнул Президент ОАО «МТС» Василий Сидоров. – Приоритетом нашего дальнейшего развития является укрепление лидерства на существующих рынках; вместе с этим мы будем расширять географию деятельности компании на соседние страны».

Динамика абонентской базы

В 3-м квартале сотовые рынки России и Украины продемонстрировали беспрецедентно высокие темпы роста. В течение квартала к сотовым сетям подключились примерно 9,6 млн. новых абонентов в России и 2,2 млн. новых абонентов на Украине. Общее число абонентов в России составило 59 млн. (проникновение 40,7%), а на Украине – 10,6 млн. (проникновение 21,8%).

В течение 3-го квартала на долю МТС пришлось примерно 28% всех новых подключений в России и 42% – на Украине. Абонентская база компании на двух рынках в сумме увеличилась на 3,6 млн. человек. Кроме того, как сообщалось ранее, МТС приобрела 74% акций компании Uzdunrobita, оператора сотовой связи в Узбекистане. Абонентская база компании на момент приобретения насчитывала 0,23 млн. пользователей. В результате по состоянию на конец 3-го квартала консолидированная абонентская база МТС составляла 26,63 млн. пользователей (в том числе: 20,84 млн. в России, 5,53 млн. на Украине и 0,26 млн. в Узбекистане).

Неконсолидированное совместное предприятие МТС в Беларуси (СООО «МТС», в котором ОАО «МТС» владеет 49% акций) обеспечило около 61% от общего числа новых подключений, увеличив свою абонентскую базу на 0,23 млн. Сотовый рынок Беларуси в целом к концу 3-го квартала вырос до 2 млн. абонентов (проникновение 20%).

МТС успешно сохранила свои лидерские позиции на рынках всех четырех стран, где работает компания. По состоянию на конец 3-го квартала 2004 г., рыночная доля МТС в России составляла 35%, на Украине – 52%, в Узбекистане – 51%. Совместное предприятие МТС в Беларуси обогнало конкурента и стала крупнейшим сотовым оператором республики с рыночной долей в 49%.

По состоянию на 30 сентября 2004 г., 71% абонентов МТС в России и 83% абонентов МТС на Украине обслуживались по препейдным тарифным планам (ДЖИНС в России, ДЖИНС и SIM-SIM на Украине). В 3-м квартале 2004 г. на долю препейдных абонентов пришлось 84% всех новых подключений в России и 90% – на Украине.

По состоянию на 22 ноября 2004 г. консолидированная абонентская база МТС составила 28,85 млн. активных абонентов, в том числе 22,38 млн. — в России, 6,19 млн. — на Украине и 0,28 млн. – в Узбекистане. Кроме того, неконсолидированное совместное предприятие МТС в Беларуси, обслуживало около 1,08 млн. абонентов.

Консолидация Uzdunrobita

Как сообщалось 2 августа 2004 г., МТС приобрела 74% акций компании Uzdunrobita, крупнейшего GSM-оператора в Узбекистане. Количество жителей Узбекистана составляет 25,2 млн. человек, это третья среди стран СНГ по численности населения после России и Украины. МТС начала консолидировать Uzdunrobita в своей финансовой отчетности с 1 августа 2004 г. За два месяца 3-го квартала 2004 г. выручка компании составила $10,1 млн. ARPU компании в течение двух месяцев 3-го квартала составил $13,3.

Капитальные вложения и задолженность по привлеченным средствам

Капитальные вложения МТС в основные средства в 3-м квартале 2004 г. достигли $262,1 млн., из которых $65,9 млн. пришлось на Украину. Общий объем капитальных вложений за девять месяцев 2004 г. составил $697,3 млн. Кроме того, в 3-м квартале 2004 г. МТС потратила $42,3 млн. на приобретение нематериальных активов (в том числе на Украине – $13,1 млн.). Общие расходы МТС на приобретение нематериальных активов за девять месяцев 2004 г. составили $82,9 млн. Вклад Узбекистана в капитальные вложения в 3-м квартале 2004 г. составил $1,5 млн.

В течение девяти месяцев 2004 г. задолженность МТС по привлеченным средствам снизилась. По состоянию на 30 сентября 2004 г. общая задолженность компании по привлеченным средствам составила $1,49 млрд. по сравнению с $1,66 млрд. в конце 2003 г. Чистый долг составил $1,24 млрд. по сравнению с $1,32 млрд. в конце 2003 г.

Основные операционные показатели

  3 кв. 2004 2 кв. 2004 1 кв. 2004 4 кв. 2003 3 кв. 2003
Общее число абонентов
на конец периода (млн.)
26,63 22,78 19,19 16,72 13,89
  Россия (млн.) 20,84 18,14 15,34 13,37 11,34
  Украина (млн.) 5,53 4,63 3,85 3,35 2,55
  Узбекистан (млн.) 0,26
МТС Беларусь8, тыс. 0,97 0,74 0,59 0,46 0,31
Россия
Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на
одного абонента (ARPU), доллары США
14,0 14,1 14,1 16,3 18,8
Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты 168 160 147 140 159
Коэффициент оттока абонентов (churn rate), % 6,7 7,7 10,0 12,5 12,3
Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США 21 21 23 24 23
Украина
Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на
одного абонента (ARPU), доллары США
15,4 14,6 14,0 15,4 17,8
Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты 136 127 111 114 110
Коэффициент оттока абонентов (churn rate), % 5,9 5,2 6,0 6,5 4,6
Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США 21 18 25 26 34

Операции МТС в России

Выручка от операций МТС в России в 3-м квартале 2004 г. составила $848,9 млн., что на 16,6% больше предыдущего квартала и на 40,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатель OIBDA в 3-м квартале 2004 г. составил $492,7 млн., что на 19,1% выше предыдущего квартала и на 50,4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Маржа OIBDA составила 58,03%. Размер чистой прибыли в 3-м квартале 2004 г. достиг $259,5 млн., что на 24,1% выше предыдущего квартала и на 101% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Увеличение маржи OIBDA в 3-м квартале 2004 г. до рекордного для компании уровня, в основном, определялось двумя факторами. Во-первых, в течение второго и третьего кварталов постепенно внедрялась новая схема выплат дилерской комиссии в Москве, о которой было объявлено в феврале 2004 г. Во-вторых, возрастало влияние экономии на масштабе, а также мер по контролю за различными общими и административными расходами, которые в процентном отношении к выручке либо оставались неизменными либо снижались в течение квартала.

В 3-м квартале продолжился рост среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU) – до 168 минут по сравнению со 160 минутами во втором квартале. Рост объясняется сезонным эффектом, а также запуском ряда маркетинговых инициатив, которые поощряли более активное пользование мобильными телефонами (услуга «Лето-ДЖИНС», бесплатные входящие по выходным в течение месяца). С другой стороны, эти инициативы привлекли массовых пользователей и привели к увеличению внутрисетевых звонков (которые совершаются по льготным тарифам). В результате средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) в 3-м квартале 2004 г. в России снизилась до $14,0 по сравнению с $14,1 во втором квартале.

В 3-м квартале показатель SAC в России не изменился по сравнению с предыдущим кварталом (оставшись на уровне $21), поскольку некоторое снижение дилерской комиссии компенсировалось возросшими рекламными затратами на одного нового абонента.

Уровень оттока абонентов МТС продолжал снижаться, достигнув 6,7% по сравнению с 7,7% во втором квартале 2004 г. и 12,3% во 3-м квартале 2003 г. Это снижение в основном объясняется запуском новых программ лояльности абонентов и дилеров.

Операции МТС на Украине

Выручка от операций МТС на Украине в 3-м квартале 2004 г. выросла на 26,6% по сравнению с предыдущим кварталом и составила $241,2 млн. (на 99,2% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Показатель OIBDA в 3-м квартале 2004 г. составил $136,7 млн., что на 26,8% выше предыдущего квартала и на 125,5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Маржа OIBDA составила 56,7%. Рост маржи OIBDA в 3-м квартале 2004 г. по сравнению с предыдущим кварталом в основном объясняется эффектом экономии на масштабе.

Размер чистой прибыли в 3-м квартале 2004 г. достиг на Украине $78,6 млн., что на 34,6% выше предыдущего квартала и на 195,5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 3-м квартале 2004 г. на Украине сохранилась позитивная динамика показателей ARPU и MOU. В течение квартала вслед за увеличением ежемесячного трафика на одного абонента со 127 до 136 минут, показатель ARPU вырос до $15,4 (по сравнению с $14,6 во втором квартале 2004 г.). Рост MOU в 3-м квартале соответствует общей тенденции роста пользования сотовой связью и последовал за незначительным уменьшением в первом квартале, который традиционно характеризуется сезонным спадом.

Вследствие дополнительных усилий по привлечению контрактных абонентов, показатель SAC на Украине вырос в 3-м квартале 2004 г. до $21 (по сравнению с $18 за предыдущий квартал).

Увеличение коэффициента оттока абонентов на Украине до 5,9% в 3-м квартале 2004 г. (по сравнению с 5,2% в предыдущем квартале) преимущественно объясняется увеличением оттока в сегменте препейдных абонентов вследствие усиления конкуренции.

Похожие записи