МТС держит лидерство в России

 

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

 

МТС отчитались по итогам 2011 года вполне достойно, и результаты почти совпали с моим прогнозом. Выручка оказалась на 3% ниже предполагаемого уровня: она равна $12,3 млрд. OIBDA достигла $5,1 млрд, что на 3% выше ожиданий. Таким образом, рентабельность по OIBDA за год составила 41,8%, что весьма неплохо.

При корректировке OIBDA на расходы на обесценение (impairment loss) рентабельность по данному показателю составляет 41,9%. Сильно отличается от прогноза чистая прибыль, что связано с меньшим, чем я ожидал, объемом отрицательных курсовых разниц.

Темпы прироста финансовых показателей оказались довольно невысокими: выручка подросла на 9,1%, OIBDA — на 8,6%, а чистая прибыль — лишь на 1,2%. Впрочем, это характерно и для других операторов. Для сравнения, в 2011 году выручка Мегафона выросла на 12,6%, OIBDA — на 3,1%, но чистая прибыль упала на 11%.

Ввиду фактора сезонности выручка МТС в 4-м квартале оказалась ниже, чем в 3-м. Это связано с меньшей стоимостью звонков, так как в 3-м квартале особенно велика доля дорогостоящих услуг связи в роуминге.

Тем не менее, вопреки фактору сезонности, выручка от продаж мобильных устройств и аксессуаров сократилась, что связано с пересмотром стратегии компании в отношении ее торговой сети и сокращением оптовых продаж. МТС планируют сконцентрироваться на реализации товаров, стимулирующих использование высокомаржинальных услуг связи, прежде всего мобильного Интернета. При этом МТС не отказываются от продаж простых телефонов и устройств под собственным брендом. Это окажет негативное влияние на объем выручки, но положительное — на рентабельность. По итогам 2011 года выручка от продаж мобильных устройств и аксессуаров уже превысила их себестоимость. Кроме того, компания собирается отойти от практики субсидирования цены модемов для мобильного Интернета.

Выручка в мобильном сегменте росла достаточно медленно. Это связано с тем, что рынок насыщен данными услугами. Пока наиболее перспективными являются высокомаржинальные VAS-услуги — мобильный Интернет и платный контент. МТС рассчитывают увеличивать доходы в этом сегменте за счет расширения проникновения данных услуг. По итогам 2011-го их доля в мобильной выручке в России составила 25,4% против 21,5% годом ранее.

Рентабельность мобильных операторов в прошлом году сильно пострадала из-за их борьбы за клиентов, однако в конечном итоге от политики агрессивного наращивания абонентской базы всем операторам пришлось отказаться. Побочным результатом здесь стал рост оттока абонентов (churn rate). В 4-м квартале в России у МТС этот показатель достиг пика — 12,3%, а за год составил 47,6%. На конференц-звонке менеджмент компании заявил, что показатель будет снижаться в 2012 году.

На качество абонентской базы должны оказать положительное влияние два фактора. Во-первых, все дилеры МТС были переведены на систему вознаграждения, предусматривающую разделение доходов от привлеченного абонента. Во-вторых, 46,3% продаж тарифных планов компании идут через собственную розничную сеть, которая также обеспечивает более высокое качество абонентской базы. Небольшое сокращение выручки в сегменте фиксированной связи в 4-м квартале компания объясняет сезонными факторами, а также решением сократить низкодоходные операции по пропуску трафика.

Комментируя свои планы по капитальным затратам, менеджмент МТС отметил, что большая часть расходов пойдет на модернизацию сетей связи. При этом компания не видит в ближайшем будущем каких-либо проектов, требующих больших капитальных затрат, поэтому прогнозирует соотношение CAPEX/выручка за 2012 год на уровне 20-22%, а за 2013-й — 15-18%. Развертывание сетей LTE не будет слишком дорого, так как сетевая инфраструктура создавалась с расчетом на будущее внедрение данной технологии. Что же касается дополнительных доходов от данных услуг, то в 2012 году они, по оценкам самой компании, будут невелики. Абсолютный объем CAPEX в 2012 году составит $2,5-2,6 млрд.

Таким образом, МТС удалось сохранить как лидирующее положение на российском рынке, так и достойные показатели рентабельности. Компания прогнозирует довольно скромный рост выручки в 2012 году — 5-7%. Цель для рентабельности по OIBDA составляет 42%, а в долгосрочном периоде — не менее 40%. Учитывая «зрелость» российского телекоммуникационного рынка, я считаю такие цели вполне приемлемыми и реализуемыми и не думаю, что конкурентам компании удастся добиться значительно лучших результатов.

Акции компании по-прежнему существенно недооценены. Целевая цена по ним составляет 290,38 рубля, потенциал роста — 28%. Целевая цена по АДР — $19,36, потенциал роста — 9,1%.

Похожие записи