Недоосвобождение от мобильного недорабства

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

 

Вероятно, внедрение услуги переносимости мобильного номера произойдет либо в изначально не предусмотренные сроки, либо в урезанном виде. Сообщается, что услуга MNP будет реализовываться лишь в рамках одного региона и, вероятно, станет платной. Впрочем, на популярность данной услуги это вряд ли повлияет.

Ход подготовительной работы по внедрению услуги переносимости мобильного номера в России забуксовал: ряд критических замечаний вынесло МЭР. К похожим выводам пришел и НИИ Радио (НИИР): по мнению института, для внедрения MNP потребуется внести изменения в закон «О связи», а также подготовить около 20 нормативных актов, без которых операторы не смогут приступить к реализации необходимых мер технического характера. По оценкам НИИР, на законодательную работу уйдет полтора-два года и еще не менее года потребует модернизация сетей и испытание MNP в опытных зонах. При этом ранее Дмитрий Медведев ставил срок внедрения MNP с 1 января 2014 года. Этот срок называл реальным и министр связи Николай Никифоров. То есть, если ориентироваться на первоначальные сроки, то для внедрения MNP осталось чуть более одного года.

Теперь вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что проект закона, предусматривающий переносимость мобильного номера, подразумевает возможность смены лишь в рамках одного региона. Основные причины такого ограничения заключаются в том, что пока непонятно, как взимать с абонентов плату за роуминг, в случае перенесения номера при подключении тарифного плана другого оператора в ином регионе, а также в том, что это потребует дополнительных расходов от операторов и затянет сроки реализации.

На мой взгляд, принятие такого промежуточного варианта разумно: пока инициативы по отмене внутрироссийского роуминга не реализованы, внедрение MNP для разных регионов будет преждевременной технически трудно осуществимой мерой. Между тем смена места жительства — одна из главных причин смены мобильного номера наряду с недовольством тарифами.

MNP должна оказать влияние на два операционных показателя операторов связи: среднюю стоимость минуты (APPM) и отток абонентов (churn rate). Я предлагаю обратить внимание на динамику последнего показателя за последние годы. Уровень в 11-15% в квартал считается очень большим и фактически безо всякого MNP российские операторы живут в условиях большой мобильности абонентов. Внедрение MNP здесь изменит не так уж много: уровень проникновения мобильной связи почти в 160% говорит о том, что на каждого абонента приходится более чем одно подключение. Частично это объясняется распространением USB-модемов, планшетов, М2М-устройств, корпоративных тарифных планов, но также говорит о том, что на одного абонента зачастую приходится более, чем один мобильный голосовой тарифный план. Таким образом, многие абоненты уже реализовали переход к другому оператору на более выгодный тариф.

Принятие урезанного варианта MNP не предотвратит кратковременного увеличения churn rate, которое должно произойти вследствие появления возможности сменить тариф и оператора, не меняя номера. Дело в том, что в текущих условиях переезжающий абонент, так или иначе, вынужден менять номер, и на его выбор оператора сам факт переезда не влияет. Соответственно, не изменится ситуация и с внедрением MNP между регионами.

Таким образом, возможное негативное влияние от принятия MNP будет реализовано в короткий срок после внедрения данной услуги и вновь проявиться при модернизации законодательства по ней не должно.

Несколько более серьезное влияние MNP может оказать на уровни рентабельности. Однако и здесь не все так просто: тарифы мобильных операторов сильно дифференцированы в зависимости от региона. И в тех регионах, где есть конкуренция со стороны альтернативных операторов, прежде всего Tele2, который в силу отсутствия возможности оказывать услуги связи 3G вынужден активнее конкурировать по услугам голосовой связи, показатель APPM существенно ниже и не так сильно отличается от тарифных предложений конкурентов. Очень часто внутри одного региона операторы имеют одинаковый набор тарифных планов для типичных потребностей абонентов и их тарифы почти не отличаются. Смена оператора в связи с тарифами теряет смысл, а снижение APPM вряд ли будет существенным.

Таким образом, ключевым фактором смены оператора может стать качество связи и набор услуг того или иного оператора. А с учетом того, что у каждого оператора «большой тройки» есть федеральное покрытие, и различия по качеству голосовой связи становятся все менее существенными, на мой взгляд, первоочередным фактором может стать качество услуги мобильного интернета. И здесь, к сожалению, альтернативные операторы пока в невыгодном положении: перспективы другой инициативы Минсвязи — технологической нейтральности — еще менее определенны. Входящие помимо Минкомсвязи в ГКРЧ ведомства критически отнеслись к данной идее, и обсуждение данного вопроса было перенесено. Напомню, что Минкомсвязи предлагало отказаться от предписания конкретной технологии связи на выделенном частотном диапазоне и ограничиться лишь установлением минимальной величины полосы под ту или иную технологию. Против последнего предложения выступил Союз LTE: входящие в него операторы — «Большая тройка» и Ростелеком — по итогам федеральных конкурсов получили лишь по две полосы шириной по 7,5 МГц, тогда как Минкомсвязи предлагало установить минимальную ширину полосы под LTE в 10 МГц. При этом Союз LTE просит позволить операторам объединять их частотные ресурсы для того, чтобы оказывать услуги LTE на максимально широких полосах и в перспективе сэкономить на CAPEX и OPEX за счет совместного использования оборудования. К слову, такие инициативы выдвигало и само министерство.

Таким образом, MNP в российских условиях не должен оказать большого негативного влияния на финансовое положение российских операторов. Напомню, что долгосрочная рекомендация по бумагам МТС и Вымпелкома — «держать», однако краткосрочно по обеим компаниям есть риск падения котировок ввиду приближающегося IPO Мегафона. Целевая цена по акциям МТС — 276,28 руб., по ADS Vimpelcom Ltd — $13,13. Справедливая цена по акциям Мегафона составляет $21,33.

Похожие записи