Широкополосному доступу — широкую дорогу

 

Илья Раченков, аналитик «Инвесткафе» МТС сообщили о намерении купить тульскую компанию Альтаир, предоставляющую услуги платного телевидения и широкополосного доступа в Интернет. Это уже не первое крупное приобретение компании в этом году. В связи с этим возникает вопрос, какую роль играет ШПДИ в бизнесе операторов связи?

 

К слову, сам Альтаир достаточно невелик, поэтому не будет существенным образом влиять на финансовые показатели МТС. Средний тариф на абонента-физлицо может составлять порядка 600-800 рублей, для юридических лиц — около 12 тыс. рублей. Я думаю, что его абонентская база ориентировочно составляет 20-25 тыс. пользователей. МТС, купив компанию за 680 млн рублей, заплатили 27-34 тыс. за абонента.

Кстати, четыре месяца назад Мобильные ТелеСистемы приобрели алтайского оператора Inteleca за 546,5 млн рублей, абонентская база которого составила 41,5 тыс. пользователей по ШПДИ и 52,1 тыс. по услугам кабельного телевидения. В этом случае компания заплатила около 10 000 рублей за абонента. Однако, на мой взгляд, необходимость географической экспансии могла иметь больший приоритет для МТС.

Но давайте вернемся к рынку ШПДИ. Начнем с общей статистики, которая поможет понять его. По состоянию на конец I квартала 2011 года агентство AC&M Consulting оценило количество подключений ШПДИ в России на уровне 16,5 млн, тогда как численность населения страны по итогам переписи прошлого года составила 142,9 млн человек. Уровень проникновения ШПД, таким образом, оценивается в 11,5% (количество подключений на 100 человек), или в 27,2%, если в расчет берется количество домохозяйств.

Сегмент ШПДИ становится все более важной статьей дохода мобильных операторов. Я предполагаю, что эта доля по крайней мере до внедрения сетей четвертого поколения будет расти опережающими темпами по сравнению с традиционными услугами связи. Дальнейшая динамика будет зависеть от того, как будут классифицированы услуги связи четвертого поколения. Лично я думаю, что российские операторы вслед за зарубежными отнесут их к мобильному сегменту. Напомню, что начало коммерческого внедрения сетей 4G, по сообщениям Союза LTE, объединяющего «большую тройку» и Ростелеком, запланировано на 2014 год.

Стоит отметить, что изначально более выгодное положение имеет Ростелеком, так как он располагает телефонными линиями как готовой инфраструктурой, которая используется для предоставления ШПДИ по технологии xDSL. Однако возможности роста за счет данной технологии ограничены пределом скорости доступа и постоянным ростом трафика. Тем не менее, эта технология находит широкое применение в городах, где телефонная сеть достаточно хорошо развита. Прочие операторы (за исключением МГТС, входящей в группу МТС) вынуждены использовать иные технологии ШПДИ (Ethernet, DOCSIS и PLC), а следовательно, нести дополнительные затраты на создание соответствующей инфраструктуры. Это одна из проблем, замедляющих развитие ШПДИ в России. Другой фактор, ограничивающий развитие ШПДИ, касается технологии xDSL. Во-первых, это не повсеместное распространение телефонных линий. Во-вторых, не всегда и существующие телефонные линии пригодны для предоставления доступа в Интернет (прежде всего, из-за использования неподходящих для этих целей кабелей). Наконец, играют свою роль сравнительно невысокие доходы россиян, которые не всегда могут себе позволить услуги по доступу в Интернет.

Так или иначе, выручка от деятельности в данном сегменте растет, однако темпы роста уже показывают тенденцию к замедлению.Напомню, что взрывной рост выручки от услуг ШПДИ у Мегафона связан с приобретением провайдеров Синтерра и NetByNet, консолидация финансовых показателей которых и обусловила такие скачки.

Замедление роста выручки от ШПДИ подталкивает мобильных операторов к активной скупке региональных интернет-провайдеров. Особенно на этом поприще отличились МТС. Тому есть ряд причин: приоритеты развития Вымпелкома, на мой взгляд, в текущий момент смещены в сторону нормализации финансовых показателей недавно приобретенного Wind Telecom. Ростелеком имеет возможность реализации сравнительно дешевой технологии xDSL, для чего, впрочем, может потребоваться модернизация инфраструктуры. Мегафон лишь недавно начал освоение данного сегмента. Я предполагаю, что во втором полугодии рост выручки от услуг ШПД может замедлиться за счет ряда факторов. Во-первых, это вероятное ухудшение экономической конъюнктуры, которое может отрицательно повлиять на доходы населения. Во-вторых, это достижение насыщения рынков крупных городов услугами ШПДИ, при том, что дальнейшее развитие в менее крупных населенных пунктах требует модернизации инфраструктуры.

Впрочем, есть один обнадеживающий момент: было разработано предложение включить ШПДИ в число универсальных услуг связи, то есть услуг, которые должны быть доступны в любом населенном пункте России по регламентированной цене. Убытки от оказания подобных услуг возмещаются за счет фонда, сформированного за счет взносов всех российских мобильных операторов. Это может подхлестнуть развитие сегмента, впрочем, вероятно, большей частью за счет роста физических объемов, нежели денежных показателей.

Я полагаю, что выручка Ростелекома в сегменте ШПДИ может вырасти по итогам года примерно на 15%, до 45,5 млрд рублей, МТС — на 10-11%, до 58-59 млрд рублей, Вымпелкома — на 8-9%, до 42,5-43 млрд рублей, Мегафона — на 10%, до 7,8 млрд рублей. Впрочем, не думаю, что это существенно повлияет на динамику финансовых показателей текущего года, которую я прогнозировал ранее.

Таким образом, я сохраняю свои предыдущие рекомендации по бумагам компаний телекоммуникационного сектора: целевая цена по обыкновенным акциям Ростелекома составляет 177,95 рубля, потенциал роста — 12,9%. Цель по акциям МТС — 277,29 рубля, потенциал роста — 30,6%. Цель по ADS Vimpelcom Ltd. — $18,63, потенциал роста — 70,8%.

Похожие записи