Мегафон и Вымпелком могут в этом году прекратить сотрудничество с розничной сетью по продаже мобильной электроники «Связной», сообщает газета Коммерсантъ.
Комментирует Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе:
С начала 2012 года долгосрочные стратегии по крайней мере двух основных сотовых операторов (Мегафон и Вымпелком) постепенно меняются от максимального наращивания выручки, абонентской базы и внедрения новых услуг — к росту свободных денежных потоков. В свете новой стратегии выглядит логичным решение операторов перейти на модель оплаты «revenue sharing». В случае использования данной модели оператор делится с ритейлером частью доходов только от активных абонентов, решая тем самым распространенную проблему отказа абонента от контракта после продажи или фиктивных продаж.
Согласно исследованиям, доля активных абонентов составляет лишь около 45% от всех продаж сим-карт. Введение «revenue sharing» потенциально способно сократить маржу ритейлеров и перераспределить ее в пользу операторов. Доля в выручке от продажи контрактов у ритейлеров составляет в среднем 25%, соответственно можно прогнозировать падение выручки на 10% (доля фиктивных продаж значительно меняется от оператора к оператору).
Касательно «Связного» — воздействие на его бизнес нововведений в агентских отношениях с операторами действительно окажет наименьшее влияние из всех ритейлеров. Основные причины — низкое соотношение долг/EBITDA 1,5 и низкое количество фиктивных продаж.
В целом, развитие телекоммуникационного рынка РФ движется в сторону стран, где операторы имеют возможность активно воздействовать на розницу. Сокращение продаж через независимых ритейлеров — логичный шаг в данном направлении.