Станислав Емельянов,заместитель генерального директора Omnicomm
Невозможно провести четкую границу вчера/сегодня, прошлое/будущее. Телематика идет вперед гигантскими шагами, развитие идет во всех сферах, даже в тех, которые ранее не использовались для мониторинга.
Это улучшение не только компонентной базы оборудования, которая становится качественней и миниатюрней. Это и развитие инфраструктуры городов, когда покрытие GSM становится лучше, появляется 3G и 4G, улучшается покрытие WiFi, проходят сертификацию в России различные типы спутниковых систем связи, увеличивая тем самым возможности передачи данных.
Это и развитие автопроизводителей, которые внедряют на машинах централизованные шины данных, в которых доступна вся информация по автомобилю. Это и развитие разработчиков и производителей систем спутникового позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Мы начинаем использовать другие подходы, другие методы и другие принципы в сборе необходимой информации с автомобиля, в ее передаче.
Так же меняются взгляды членов правительства на транспортную ситуацию и ее модернизацию в стране: мы часто можем наблюдать в средствах массовой информации различные заявления чиновников о том, что необходимо сделать и какие преобразования провести, чтоб привязать транспортный налог к реальному пробегу авто. Это справедливая оценка, ведь по сути автовладелец станет платить ровно столько, сколько он наездил: государственные инициативы и технологические возможности систем мониторинга могут выступить отличным драйвером в развитии страхования с поддержкой интеллектуальных систем телематики, так называемого «умного страхования»- «плати-как-ездишь».
Пока принята схема, по которой наши страховщики в рамках программы предлагают клиентам самим покупать телематический терминал ГЛОНАСС/GPS. Наверное, это и есть тот самый барьер, который препятствует развитию системы страхования «плати, как ездишь». В России телематический терминал (ГЛОНАСС/GPS) с необходимым для «умного страхования» акселерометром у разных операторов стоит от 6 тыс. до 10-12 тыс. руб. и абонентская плата порядка 4-5 тыс. руб. в год. Страховщики самостоятельно пока не готовы привязывать стоимость своих услуг к параметрам использования техники (как ездил, превышал ли скорость, где хранил машину и т.п.). Им нужна статистика, чтобы внедрять эту услугу. Есть один реальный пример сотрудничества производителя систем спутникового мониторинга со страховыми – 3S-телематика.
Европейцы в этой сфере ушли дальше и работают по системе «плати-как-ездишь» с 2002 года. Нам есть, к чему стремится, но на Западе ситуация иная: страховые компании взяли на себя оплату оборудования и его установку. Вполне возможно, что они больше заинтересованы в развитии решений, нацеленных на безопасность и не ставят препятствий для потребителей. Не пора ли и нам пойти по этому пути?
Телематическая система поможет не только значительно экономить при оформлении полиса (в случае аккуратного вождения), но и быстрее разрешать спорные ситуации по страховым случаям. Данные, полученные с телематических систем автомобиля, сокращают сроки разбирательств, это факт. Соответственно период получения клиентом страховых возмещений станет меньше и укрепит лояльность клиентов страховых компаний, которая сегодня зачастую в очень «расшатанном» состоянии.