Смогут ли твердотельные накопители заменить HDD на корпоративном рынке? Как повлияла сделка с Western Digital на бизнес HGST(Hitachi Global Storage Technologies), бывшего подразделения Hitachi? Чем отличается Россия, с точки зрения ведение бизнеса, от других стран? Почему количество игроков на рынке жестких дисков серьезно уменьшилось за последние годы? Эти вопросы мы обсудили с Грегом Кволеком, директором HGST в России, СНГ и странах Восточной Европы.
— На рынке систем хранения данных за последние годы произошло немало слияний и поглощений, а количество игроков заметно уменьшилось. Как можно объяснить эту тенденцию?
— На заре развития рынка жестких дисков сама технология их производства была доступнее и могла быть освоена, в принципе, любой командой толковых инженеров. Поэтому даже небольшие игроки могли привлечь достаточно капитала для разработки собственных устройств и успешно конкурировать с существующими компаниями.
С тех пор многое изменилось. Жесткий диск стал чрезвычайно сложным с технической точки зрения устройством. Стандартный (и в большинстве случаев нeдорогой) компонент большинства современных компьютеров, ноутбуков или серверов является результатом многих лет исследовательской работы больших специализированных команд инженеров. Да и дальнейшее промышленное производство, обеспечение качества требует сейчас гораздо больших инвестиций.
Именно высокие требования для вывода успешной линейки систем хранения на рынок, постоянного увеличения объема жестких дисков, скорости обмена данными, надежности являются основными причинами для объединения крупных игроков. Мне кажется, в настоящее время мы достигли определенного баланса на рынке производителей HDD. При этом данный рынок остается весьма конкурентным и одновременно прибыльным для его участников.
— Расскажите о поглощении подразделения HGST компанией Western Digital. Сделка завершена чуть больше года назад. Что изменилось для клиентов и пользователей?
— Хотя мы теперь являемся подразделением WD, HGST сохранила независимость. У нас собственная структура управления, свои исследовательские подразделения и производство. Благодаря сделке Western Digital значительно улучшила свои позиции на рынке корпоративных систем хранения. Заметным изменением стал уход HGST с рынка накопителей для настольных ПК. При этом мы улучшили свои позиции за счет новых решений для корпоративных систем хранения данных и облачных сервисов. Такие заказчики зачастую нуждаются в более сложных технических решениях, отличных от массового продукта. Для них наша продукция наиболее привлекательна, в особенности — уникальные решения, такие как платформа Helium-sealed(использование гелия вместо воздуха и изоляция внутреннего пространства жесткого диска от внешней среды с целью повышения производительности и увеличения надежности). Кроме того, мы ведем активную работу на рынке накопителей для мобильных компьютеров. Для конечных потребителей мы продолжаем разработку внешних накопителей серии Touro, а владельцам компьютеров Apple предлагаем модельный ряд систем хранения G-Technology.
— Каков ваш взгляд на корпоративные системы хранения в целом? Как твердотельные накопители изменили этот рынок?
— Базовые требования для корпоративных систем хранения за последние несколько лет не изменились. Этот бизнес нуждается в решениях, работающих с максимальной загрузкой, с максимальной надежностью и обеспечивающих постоянную доступность. Список требований, впрочем, постоянно расширяется с переходом большого количества бизнес-задач в формат онлайн и невероятным ростом объема данных. А более сложные системы хранения требуют более тщательного управления, да и фактор стоимости владения ныне важен как никогда.
Нам, как производителю корпоративных систем хранения, важно понимать, какие именно виды данных хранят клиенты, и предлагать решения с набором параметров, подходящих для конкретной задачи. Для критически важных узлов обмена данными (обработка транзакций, авторизация пользователей, индексация данных) мы предлагаем самые высокопроизводительные твердотельные накопители. При этом львиная доля таких операций в существующих дата-центрах работают на жестких дисках с частотой вращения шпинделя 15 тыс. оборотов в минуту. Тем не менее мы замечаем, что рост продаж в этом сегменте уже не тот, что раньше, и, скорее всего, доля SSD в тех задачах, где требуется максимальная скорость обработки данных, будет расти.
При этом мы абсолютно уверены, что рост объема данных и важность стоимости владения гарантируют дальнейшее развитие накопителей 10К RPM, увеличится потребность в более медленных, но надежных корпоративных жестких дисках большой емкости (в частности, серии Ultrastar объемом до 4 терабайт).
— Есть ли какие-то особенности ведения бизнеса в России по сравнению с другими странами?
— Почти во всех странах крупные компании-интеграторы работают с производителями жестких дисков напрямую, благодаря чему они лучше понимают, каким должен быть продукт, обсуждают условия сделок и оперативно получают поддержку. В России это не так: ни один локальный системный интегратор не является нашим прямым клиентом. Это связано и с ограничениями в области логистики, и с непредсказуемостью ведения бизнеса, и даже с трудностями при возврате неисправных жестких дисков производителю, находящемуся в другой стране. Поэтому все крупные заказчики работают в России через сеть дистрибьюторов. Наша задача заключается в предоставлении максимальной поддержки российским партнерам.
— Что можно ожидать от HGST в 2013 году?
— Если коротко, то мы планируем и далее фокусироваться на корпоративном рынке, будем развивать линейку Ultrastar, включая модели со скоростью вращения шпинделя 10 и 15 К, продолжим работу над жесткими дисками большой емкости (в этом сегменте рынка мы планируем довести долю рынка до 40%).
В сегменте высокопроизводительных корпоративных систем мы планируем улучшить наше положение, увеличив свою долю до 50% (жесткие диски со скоростью вращения 10 и 15 тыс. оборотов в минуту). Мы также продолжим работу над мобильными устройствами, где мы сейчас занимаем 30% рынка.