ТЕЛЕКОМ-ТРЕНДЫ 2015: исследование Ericsson

Компания Ericsson выявила восемь мировых тенденций развития бизнеса сотовых операторов, актуальных для зрелых и развивающихся рынков

Все операторы стремятся увеличить ARPU за счет распространения смартфонов, популяризации мобильного интернета, внедрения новых услуг передачи данных, подключения к сети все большего числа разных устройств, монетизации приложений и контента, сотрудничества с компаниями из смежных отраслей бизнеса и использования имеющихся сетевых активов для создания партнерств в непрофильных областях.

В последнее десятилетие отрасль телекоммуникаций переживает трансформацию, темпы которой заметно выросли за недавние несколько лет. Разнообразный мобильный контент, услуги и устройства оказывают серьезное влияние на потребительское поведение и модели потребления трафика данных. Будучи частью этой быстро растущей отрасли, стремящиеся достичь устойчивого роста операторы подстраивают бизнес под меняющийся спрос. Регулярно изучая работу более, чем 100 коммерческих сетей по всему миру, специалисты Ericsson  определили восемь основных тенденций развития сотового бизнеса, связанных с увеличением доли мобильного интернета в  структуре выручки операторов.   То, что доходы от мобильной передачи данных увеличились в 2010-2014 годах с CAGR в 34%, говорит о наличии большого потенциала для роста. Сейчас передача данных приносит более 40% мирового дохода от реализации услуг.

  1. Переход на смартфоны: устройства, повышающие ARPU

Операторы предпринимают серьезные меры, стимулирующие абонентов скачивать больше данных через сети сотовой связи. Это обеспечивает им  рост ARPU. Частью данной политики являются специальные предложения, позволяющие отказаться от обычных телефонов в пользу смартфонов и менять смартфоны при появлении новых моделей. По данным одного из операторов в Центральной Европе, при переходе с обычного телефона на смартфон Android рост ARPU составляет 23%, а при переходе на iOS — 45%.

  1. Распространение тарифных планов с включенным трафиком

Тарифные планы с разным объемом включенного трафика данных, минут и SMS подразумевают ограничение скорости при достижении установленного лимита, блокировку доступа к контенту или дополнительную плату за скачивание контента сверх лимита. Большинство операторов отказываются от безлимитных тарифов в пользу тарифов, учитывающих различные модели потребления контента и разный образ жизни. Тарифные планы стимулируют пользователей больше пользоваться услугами связи и повышают лояльность оператору. Так, после отмены ограничений пропускной способности при достижении лимита на передачу данных одним из операторов в Латинской Америке уровень удовлетворенности качеством сети этого оператора вырос на 29%, несмотря на то, что оператор теперь полностью отключал передачу данных, когда лимит был исчерпан.

  1. Рост объема скачиваемых данных: чем выше скорость интернета, тем больше данных потребляют абоненты

Операторы поощряют абонентов со смартфонами, подключенными к тарифным планам с включенным трафиком, скачивать данные сверх лимита и пользоваться интернетом с более высокой скоростью. Существует прямая зависимость между пропускной способностью сети оператора и ARPU. Операторы отмечают, что чем выше скорость скачивания данных, тем активней абоненты пользуются интернетом и больше тратят на контент. Самые большие расходы на интернет у абонентов, пользующихся LTE. Например, в Гонконге проникновение LTE смартфонов увеличилось в период с января 2013 по январь 2014 с 30 до 90 процентов. Больше половины абонентов при этом перешли с тарифных планов, включавших 500МБ трафика в месяц, на 5ГБ.

  1. Подключение к интернету разных устройств: чем больше диагональ смартфона, тем выше ARPU

Многие операторы создают специальные предложения, ориентированные на подключение большого числа устройств. Особенно хорошо данная тенденция прослеживается на зрелых рынках, где в рамках одного тарифного плана к мобильному интернету можно подключить несколько устройств. По данным операторов, чем больше диагональ экрана, тем больше пользователь потребляет данных. Поэтому операторы все чаще создают тарифные планы, ориентированные на планшеты. Наибольшую активность при пользовании мобильным интернетом проявляют пользователи LTE-планшетов. Кроме того, набирает популярность возможность переключаться между устройствами в процессе общения во время голосовых и видеовызовов.

  1. Монетизация контента, приложений и услуг

Пользователи смартфонов используют все больше контента, приложений и услуг. Как следствие, одновременно с этим растет трафик. В обмен на долю в прибыли операторы включают некоторые приложения и видеоконтент в тарифные планы и создают партнерства с поставщиками контента, предлагающими музыку и видео по подписке за ежемесячную плату. Музыкальные сервисы пользуются повышенной популярностью в Европе. Учитывая этот факт, операторы дополнительно увеличивают свой доход, покупая музыку по оптовой цене, а затем предоставляя абонентам возможность скачивать популярные треки. Другой источник дополнительной прибыли – предоставление доступа к видеоконтенту. В частности, набирает популярность трансляция спортивных событий и концертов. При этом абоненты готовы платить не только за прямые эфиры, но и за повторы и возможность общаться в специализированных чатах.

  1. Сотрудничество с компаниями из смежных отраслей

Многие операторы разрабатывают специальные предложения, учитывающие потребности определенных сегментов рынка. В их числе умные дома, обеспечение безопасности и видеонаблюдение, здравоохранение, отрасль транспорта, ЖКХ, финансовые услуги, страхование и другие отрасли, в которых востребована передача данных. В частности, для умных домов операторы предлагают тарифные планы, предназначенные для смартфонов и планшетов, позволяющие вести мониторинг и управлять подключенной бытовой техникой. В области здравоохранения операторы создают партнерства с медицинскими учреждениями и обеспечивают поддержку дистанционного мониторинга для медицинских нужд. В сфере транспорта применяются приложения, работающие с использованием SIM-карт и обеспечивающие диагностику и удаленный мониторинг работы узлов автомобиля.

  1. Двухсторонние бизнес-модели

Многие операторы предоставляют сторонним компаниям доступ к сетям сотовой связи и таким образом получают доход от непрофильной деятельности. Например, в рамках партнерских соглашений с государственными учреждениями и учебными заведениями операторы оказывают услуги доступа к интернету, которые бесплатны для пользователей и оплачиваются за счет компаний-партнеров.  Другой источник дохода – мобильная реклама, основанная на данных о местоположении абонентов и оплаченная компаниями-заказчиками. Третий вариант – сотрудничество с магазинами приложений, при котором абоненты имеют возможность бесплатно заходить в магазин через сотовую сеть и оплачивать только покупаемые приложения.

  1. Использование функционала сетей

Операторы могут получать дополнительный доход, обеспечивая сторонним компаниям возможность создавать собственные предложения на базе имеющихся у них сотовых активов.

По прогнозу Ovum, в 2020 году через биллинговые системы мировых операторов связи будут  проведены транзакции на сумму в 25,3 млрд. долларов против 16,6 млрд. в 2015 году.

Операторы  могут получать дополнительный доход от продажи результатов анализа больших данных, собранных по заданным критериям. В Европе, США и Латинской Америке операторы совместно со специализированными компаниями предлагают услуги на базе Интернета вещей – в частности, использование подключенных к сети сенсоров и актуаторов обеспечивает работу услуг, для которых важны погодные условия.

 

 

 

Похожие записи