МегаФон предложил уникальную бизнес-модель потребления платного легального контента
Сегодня рынок платного контента развивается активными темпами. По данным Минкомсвязи, количество российских интернет-пользователей, которые платят за легальный контент в интернете, с 2012 года увеличилось в 4,5 раза, а через три года вырастет до 30 млн человек
В основе бизнес-модели MegaFon.TV — комбинирование разных условий предоставления услуги: когда фильмы и пакеты ТВ-каналов уже предоставляются в рамках тарифных планов, а также — отдельно при покупке ТВ-пакетов, новинок. На данный момент контент уже предоставляется в рамках ряда тарифов самой популярной линейки Все включено (по акции).
Этот принципиально новый подход позволяет постепенно приучить клиентов к использованию платного контента. На некоторых тарифных планах трафик мобильного интернета при просмотре MegaFon.TV в сети МегаФон не тарифицируется, что является еще одним стимулом к использованию услуги. С мая 2015 года в обновленном виде она была запущена в опытную эксплуатацию, и сейчас уже более трети клиентов MegaFon.TV – это те, кто воспользовался новым предложением (контент, включённый в ТП). Важно, что сервис доступен не только абонентам «МегаФона», благодаря чему оператор устранил свойственные телеком-рынку барьеры для пользования фирменными сервисами исключительно внутри своей абонентской базы.
Ситуация на рынке и барьеры развития
Несмотря на то, что у рынка большой потенциал, существуют определенные барьеры в потреблении легального контента:
низкая осведомленность пользователей о возможностях и условиях потребления легального контента, завышенная цена, определенный консерватизм к новым формам потребления контента, доступность пиратского контента.
Пути решения
С помощью выбранной стратегии развития сервиса MegaFon.TV «МегаФон» стремится снять существующие барьеры, давая доступ широкой аудитории к легальному платному контенту на любом устройстве на понятных и выгодных условиях.
Повышение популярности/информированности
Потенциальная аудитория MegaFon.TV – это более 73 миллионов абонентов МегаФона, с которыми можно работать адресно и рассказывать о возможностях и преимуществах услуги, а также – абоненты других операторов.
Возможность протестировать + выгодные тарифы + бесплатный трафик
МегаФон предлагает своим абонентам возможность опробовать услугу в рамках тарифного плана. Комбинируя это с выгодными условиями за платные пакеты, оператор тем самым демонстрирует, что затраты на платный контент совсем невелики. Кроме того, на некоторых тарифных планах трафик мобильного интернета при просмотре MegaFon.TV в сети МегаФон не тарифицируется. Тем самым у клиентов появляется еще один стимул опробовать возможности легального видео-сервиса.
Удобство использования
Для абонентов МегаФон все платежи в сервисе привязаны к балансу мобильного телефона, что позволит оплачивать фильмы или подключать ТВ-каналы в один клик и без дополнительной комиссии
Высокое качество продукта/разнообразие контента
В каталоге MegaFon.TV доступен разнообразный легальный контент на любой вкус: более 130 каналов, более 500 фильмов и т.д. Важно отметить, в рамках тарифных планов предоставляются в том числе и киноновинки.
Предпосылки развития сервиса/основные тренды
У легального контента и платной модели – большой потенциал в России, и рынок прикладывает серьезные усилия для развития модели платного потребления легального видео.
Рост аудитории/популярности легального контента
Аудитория российского интернета, потребляющая видео, насчитывает уже более 50 миллионов пользователей. При этом, согласно исследованию EY, проведенного по заказу Медиа Коммуникационного Союза, более 55% пользователей осведомлены о платном легальном контенте, а около 18% уже регулярно покупают легальный контент. Важно отметить, что такая ситуация наблюдается не только в крупных городах , но и в регионах. Причем, осведомленность о такой услуге и наличие регулярного опыта ее покупки сопоставимы: 50% и 12% соответственно.
Согласно оценке EY, потенциальная емкость рынка платного контента уже сегодня может достигать 20-25 млрд руб. Для справки: реальный объем рынка ОТТ видео сегодня – не более 5 млрд руб., при этом на платный контент приходится не более 1.5-2 млрд. руб. (30% рынка).
В мобильном интернете доля видео-трафика постоянно увеличивается
Сегодня видеотрафик уже превышает 40% всего трафика в сетях операторов сотовой связи. Т.е. все больше и больше пользователей смотрят видеоконтент через мобильный интернет.
В сети МегаФона – более 40% трафика — видео, самые активные филиалы – Столичный, Кавказский, Северо-Запад.
45% видео-трафика приходится на пользователей смартфонов.
Что на это влияет:
рост скоростей мобильного интернета
доступная стоимость трафика,
снижение стоимости смартфонов, в том числе с 4G,
растущее количеств мобильных сервисов для просмотра видео
Более половины абонентов МегаФона обладают устройствами с интернет-доступом (смартфоны, планшеты, модемы, роутеры). На 26% выросло количество создаваемого клиентами трафика (по данным за третий квартал 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Мобильным интернетом пользуется более 28,5 млн абонентов МегаФона, это 39% от общей абонентской базы компании. Из-за кризиса наблюдается тенденция к экономии во всех сферах потребления, особенно в развлекательной. При этом экономия на потреблении услуг сотовой связи и мобильного интернета остается на прежнем уровне. Таким образом, устройство с доступом в интернет становится самым бюджетным и приемлемым источником развлечений и альтернативой офлайн-кинотеатров. При этом, несмотря на кризисные явления в экономике и повсеместные повышения цен интернет-трафик по-прежнему очень дешев. Средняя стоимость 1 мегабайта в «МегаФоне» составляет 8 копеек, как и годом ранее.
В условиях отсутствия развитого рынка развлечений в регионах онлайн-кинотеатры могут конкурировать за время досуга для существенной доли населения страны.
Видео-сервисы сегодня становятся инструментом повышения лояльности собственных клиентов и привлечения новых абонентов. Во-первых, за счет обеспечения высокоскоростного доступа к видео-контенту (МегаФон является лидером мобильного интернета). Во-вторых, за счет предоставления качественного продукта, причем не только на мобильном устройстве, но и на персональном компьютере и даже Smart телевизоре – везде, где клиент смотрит видео контент, пусть даже не в сети самого оператора.