Благодаря автоматическому сбору данных дистрибьюторов с использованием технологии Cislink Data Tracking Service у компании «Мир детства» появилась возможность не просто отслеживать, планировать и прогнозировать продажи, но и напрямую на них влиять: дистрибьюторы стараются выполнять план, чтобы получить бонус — стали увеличивать продажи, подключать новые торговые точки, расширять клиентскую базу.
На дистрибьюторов приходится довольно большой оборот и обширная география продаж, включая самые отдаленные регионы. Если сравнивать 2014-2015 год, то некоторые дистрибьюторы нарастили клиентскую базу на 30-40%. Также есть эффект от более точного планирования трейд-маркетинговых акций и выстраивания плана продаж вплоть до отдельного торгового представителя. DTS пользуется и департамент продакт-менеджмента, занимающийся закупками: данные о наличии на рынке аналогов новых товаров при наличии информации о продажах помогают прогнозировать востребованность новинок.
История проекта
«Раньше мы собирали данные дистрибьюторов в Excel, — рассказала Полина Заверткина, начальник аналитического отдела компании «Мир детства». — И это была информация только об артикуле, остатке на конец месяца и продажах за месяц. И аналитик только тем и занимался, что приводил в порядок почти сто файлов — некоторые были в таком виде, что на обработку уходило несколько часов. Затем «заливали» информацию в Access и выгружали в сводную таблицу в Excel. В результате отчет получали к середине следующего месяца. И, по сути, имели информацию только о том, что продается. А куда продается: область, город, торговая точка — ничего этого не было».
Одна из розничных сетей, с которыми работает компания «Мир детства» — «Кораблик», — была подключена к системе электронного обмена данными с розничными сетями Electronic Data Interchange. Через партнеров в «Мире детства» узнали о CISLINK и системе контроля данных DTS. Первый дистрибьютор был подключен в декабре 2013 года, очень оперативно, остальные в 2014-2015 годах.
Если подключение дистрибьюторов шло довольно быстро, то создание справочников заняло немало времени. «В общий список входят и архивные артикулы, — поясняет Полина Заверткина. — Даже если мы товар уже не производим, а он «затерялся» на складе у дистрибьютора — в справочнике он должен быть, чтобы была точность. Из 37 тысяч артикулов — активных примерно 9 тысяч, и цифра меняется: что-то выводится на время, что-то возобновляется».
После внедрения
«Первое время после запуска системы мы находились словно в эйфории: у нас столько информации, каждый день, а не раз в месяц, — делится Полина Заверткина. — Мы радовались, что у нас есть сведения по торговым точкам, мы можем определить и город, и регион, видим разбивку данных крупных компаний по филиалам. Если раньше на отчет по завершении месяца уходило две-три недели, то с появлением DTS он был готов на третий рабочий день по окончании отчетного периода. Прежде мы не имели информации по отдаленным регионам — например, Дальнему Востоку, — а теперь можем отслеживать, контролировать, планировать вторичные продажи во всех регионах».
Менеджерам нравится работать именно с бизнес-порталом: если файл приходит раз в день, то на портале информация обновляется, как только ее загрузил дистрибьютор. Данные же из текстовых файлов переносятся в сводные таблицы Excel — и на их основании создаются все отчеты о вторичных продажах. Например, так называемый отчет по сетям помогает отслеживать динамику продаж клиентов, дающих большой объем. Важно отслеживать и SKU: если, например, сами продажи не упали, но какой-то ассортимент, раньше делавший оборот, не продается, отчет это покажет.
Сложности и бонусы
Если сбои в получении данных и бывают, то связаны они не с системой, а с человеческим фактором. Бывало, что кто-то не мог загрузить данные, потому что вовремя не обратился в службу поддержки. В целом же работа с CISLINK для дистрибьюторов выгодна тем, что можно четче прописать план продаж на следующий период. За предоставление данных через DTS полагается бонус и есть возможность проводить маркетинговые акции.
Планы развития
Сейчас CISLINK разработал новый инструмент – автоматический разбор адресов до формата КЛАДР и ФИАС. Данное решение актуально для компании «Мир детства», так как ротация торговых точек и смена юридических лиц происходит постоянно. В планах — использование этого инструмента для точного прогнозирования продаж.