Илья Раченков, аналитик «Инвесткафе»
В последнее время было много сообщений о готовящейся продаже переживающей не лучшие времена Yahoo. Сначала в качестве возможного приобретателя называлась китайская Alibaba Group, также поговаривали о том, что долями в Yahoo интересуются ряд инвесторов, в том числе Alibaba, DST Global и Silver Lake Partners. Наконец, появились разговоры, что Microsoft может совершить сорвавшуюся в 2008 году сделку по приобретению интернет-поисковика. На фоне всех этих сообщений акции Yahoo! с 28 сентября подорожали на 12%. Рассмотрим динамику стоимости акций компании в сравнении с ее основным конкурентом Google и китайским поисковиком Baidu.
С начала 2006 года акции Yahoo! практически непрерывно дешевели на фоне постепенной утраты компанией доли поискового рынка. Последняя опубликованная отчетность лишь подтверждает эту безрадостную картину.
Компания сокращала масштабы своего бизнеса, но при этом повышались показатели рентабельности. Падение выручки объясняется потерей позиций в поисковом сегменте. При этом в сегменте демонстрационной рекламы имел место небольшой рост. Себестоимость компании снизилась вдвое сильнее, чем выручка, что и привело к росту рентабельности. Также это позволило нарастить операционную прибыль. Чистая прибыль, впрочем, сократилась, однако это связано с высокой базой сравнения в первом полугодии 2010 года, когда Yahoo! выгодно продала компанию Zimbra.
Проще говоря, Yahoo! стала меньше, но эффективнее. Очевидно, что компания утратила свои позиции на поисковом рынке, будучи вытесненной Google и другими поисковыми машинами. Yahoo! отстала в развитии. Одним из последствий этого стало подписание в конце 2009 года соглашения с Microsoft о том, что он становится эксклюзивным поставщиком поисковых услуг для самой Yahoo! и неэксклюзивным — для аффилированных сайтов.
По причине ослабления позиций Yahoo! многие рекламодатели свернули свое сотрудничество с компанией, хотя в течение двух последних лет доля ее поискового сервиса в поисковых запросах по всему миру держалась в диапазоне 5,1-6,7%, а с марта этого года практически непрерывно росла. Значительную долю чистой прибыли компании приносят ее стратегические инвестиции: 43% акций Alibaba Group и 35% акций Yahoo! Japan. За счет инвестиций позиции компании на азиатских рынках весьма сильны, также очень важен японский рынок, где Yahoo! является поисковиком №1. Переоценка стратегических инвестиций поддерживает показатель чистой прибыли. Компания имеет на балансе значительный объем свободных денежных средств, который может быть направлен на инвестиционные цели, а это стало бы одним из важных направлений деятельности компании по мере отхода от поисковых услуг, с которыми пока еще ассоциируется Yahoo!. Таким образом, несмотря на то, что компания переживает не лучшие времена, списывать ее со счетов как крупного игрока интернет-сектора пока не стоит. Впрочем, вполне естественно, что сильно упавшая капитализация компании служит причиной заявлений о возможной ее покупке.
Другой вопрос, по силам ли возможным покупателям такое приобретение? Капитализация Yahoo! сильно выросла за последние дни, и, если слухи о намерениях крупных инвестиционных фондов и конкурентов купить Yahoo! получат подтверждение, мы можем увидеть дальнейший рост ее стоимости. На закрытии торговой сессии в США 6 октября капитализация составила $19,76 млрд, что дает оценку контрольного пакета с премией за контроль в 10% примерно в $11 млрд. Без особых затруднений инвестиции в таком объеме может сделать лишь Microsoft. У компании на балансе достаточно свободных денежных средств и финансовых активов, которые могут быть проданы. Что касается DST Global, Silver Lake и Alibaba, то если даже их свободные средства будут объединены в общий пул, они смогут приобрести лишь миноритарный пакет Yahoo!
Что даст Microsoft приобретение Yahoo!? В первую очередь, это укрепит позиции компании на рынке поисковых и рекламных услуг, так как интернет-гигант получит доступ к обширной аудитории пользователей поиска, почты и других сервисов Yahoo!. Подразделение онлайн-услуг Microsoft в 2011 финансовом году (окончившемся 30 июня 2011) отразило выручку в $2 528 млн, при этом операционный убыток подразделения составил $2 557 млн, тогда как лишь за шесть месяцев 2011 года выручка Yahoo! составила $2 433 млн, операционная прибыль — $381 млн.
Таким образом, можно сказать, что, несмотря на уже не удавшееся поглощение в 2008 году, Microsoft по-прежнему остается единственной компанией, у которой есть возможность купить Yahoo! и для которой эта покупка будет иметь практический смысл. Следует отметить, что собственниками Yahoo! являются в основном инвестиционные фонды, которые наверняка потребуют премию к рыночной оценке. Вследствие этого цена приобретения контрольного пакета для Microsoft может предусматривать существенную премию к простой рыночной оценке. На мой взгляд, цена приобретения может составить порядка $13-14 млрд.
Ждем развития событий.