Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров принял участие в открытии конференции «Цифровая индустрия промышленной России – 2017» (ЦИПР).
Глава Минкомсвязи России осмотрел стенды выставки, проводимой в рамках конференции, и выступил с приветственным словом на открытии пленарной сессии ЦИПР. Также в сессии приняли участие первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин, член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии по внутренним рынкам, информатизации и информационным и коммуникационным технологиям Карине Минасян, а также президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.
Приводим ключевые выдержки выступления Николая Никифорова.
«Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад приветствовать всех на конференции ЦИПР, которая проходит здесь в третий раз. Это, безусловно, стало традицией. Формат конференции 2017 года во многом находится под влиянием тех слов, которые сказал наш Президент 1 декабря 2016 года в ходе своего ежегодного послания Федеральному собранию. Именно там прозвучало поручение, касающееся разработки и принципиально новой программы “Цифровая экономика”.
С одной стороны, такие программы как “Электронная Россия”, “Информационное общество”, целый ряд стратегических документов присутствовали в нашей общей системе стратегического планирования и в предыдущие периоды. Но постановка задачи о создании действительно цифровой экономики, обозначение соответствующего приоритета является ответом на современные вызовы.
[…] Только сообща можно создать такую платформу, в рамках которой в этом году мы планируем провести, пожалуй, самое важное, масштабное экспертное обсуждение того проекта программы, программы “Цифровая экономика”, который разрабатывается в рамках исполнения декабрьского поручения Президента. […] Что такое “цифровая экономика”? Мы понимаем, что цифровая экономика — и корректнее ее даже называть “экономика данных”, даже уже журналисты придумали такой удобный и понятный всем термин — что новой нефтью экономики становятся именно данные. Так вот, цифровая экономика это про то, как мы эти данные создаем, создаем уже часто в автоматическом режиме, с помощью различных сенсоров, источников формирования данных, передаем их в огромном объеме на высочайшей скорости, храним, защищаем, обрабатываем, и на основе этих данных принимаем более продуманные качественные решения. И, соответственно, формируем новую добавленную стоимость.О чем говорят наши позиции в международных рейтингах и что показывает анализ соответствующих факторов, которые влияют на текущее положение Российской Федерации? Можно сделать два основных вывода. Первый: о том, что нам необходимо обеспечить приоритет цифровизации с точки зрения нашей нормативно-правовой базы. Мы должны сделать так, чтобы приоритет и благоприятные условия были именно для тех технологий, которые основаны на этом цифровом долгосрочном подходе. Вывод второй: мы должны создать среду, в рамках которой всячески будем поощрять инновационные процессы и инвестиции в инновации, исследования для того, чтобы соответствующая технологическая революция поддержала эту цифровую трансформацию.
Как строится сама модель, структура программы “Цифровой экономики 2024”? 2024 — для нас это целевой год, целевую модель которой мы пытаемся описать в рамках этого стратегического документа. В разработке программы участвует очень большая команда. Несмотря на то, что наше министерство находится на своде, это действительно большая команда, участвуют практически все федеральные органы власти, различные общественные организации, экспертные институты, Агентство стратегических инициатив, огромное количество обсуждений и совещаний проходит непосредственно в администрации Президента. Эту работу курирует сразу два помощника Президента — Андрей Рэмович Белоусов и Игорь Олегович Щеголев. Завтра мы ждем их здесь, в Иннополисе на площадке ЦИПР, где пройдет заседание специально созданной рабочей группы Экономического совета при Президенте. Это новая рабочая группа, которая завтра будет подводить итоги нашей с вами деятельности по проработке конкретных подгрупп, конкретных направлений развития “Цифровой экономики”. Всего в написании текущего текста документа участвовало порядка 150 экспертов, в том числе и целый ряд международных структур.
В целом мы разделили программу на девять основных направлений. Попытаюсь пояснить, в чем смысл этого разделения.
Мы видим три слоя: среда, платформа и технологии, рынки и отрасли экономики. Задача программы “Цифровая экономика” — сфокусироваться на двух первых слоях. Среда, законодательная регуляторная среда, кадры, инфраструктура, информационная безопасность и система управления, которая все это связывает воедино, — те институциональные условия, без которых мы не сможем создать необходимый задел для развития. Платформа и технологии — это те технологические элементы, которые обеспечивают создание своего рода цифрового фундамента, той точки опоры, на основе которой будет происходить дальнейший процесс цифровой трансформации. Неслучайно мы здесь видим лишь один раздел, связанный с научными исследованиями и разработками. Мы считаем, что на этом роль государства начинается и заканчивается. Потому что собственно разработку конкретных платформ, создание конкретных центров компетенции — это задача, безусловно, бизнеса, и государство не должно вовлекаться непосредственно в эти хозяйственные процессы. Мы считаем, что будут созданы соответствующие компании-чемпионы, они на самом деле уже есть на российском рынке, именно они должны возглавить этот процесс.
С точки зрения конкретных рынков и отраслей, где будут происходить соответствующие трансформации, считаю, что здесь представлен лишь достаточно узкий перечень этих отраслей. Это сделано намеренно, потому что, безусловно, цифровая экономика, цифровая трансформация коснется всех сфер народного хозяйства, всех сфер жизнедеятельности человека. На данном этапе мы рассматриваем те, которые имеют максимальный социально-экономический эффект, но в перспективе это документ модульный, рамочный, мы считаем, что будет перечень этих отраслей наращиваться, развиваться. И вообще сама структура документа такова, что с одной стороны мы утверждаем целевую модель 2024 года, понимаем, как мы движемся к ней с 2017 по 2024 год, но каждые три года планируем создавать более детальную дорожную карту, конкретный план мероприятий с указанием уже и источника финансирования, и ответственных исполнителей для достижения соответствующей задачи.
Кратко пройдем по основным этим группам. С точки зрения законодательства и регуляторной среды мы должны создать такие правовые заделы, которые обеспечат приоритет для цифрового подхода к осуществлению деятельности в ключевых отраслях экономики и создадут особый правовой режим. Мы это условно называем некими “цифровыми песочницами”, в рамках которых будет возможна оперативная отработка и применение тех или иных пилотных проектов, чтобы мы не ожидали полноценной корректировки законодательства, полноценного создания всей нормативно-правовой базы, которая может занимать несколько лет, а очень быстро приступали к непосредственной фазе внедрения.
Следующий раздел — кадрообразование. Нам необходимо пересмотреть традиционные подходы к организации трудовых отношений, создать вариативную систему по аттестации, для того чтобы согласовывались профессиональные стандарты, учитывались новые вызовы, те трансформации, которые происходят в традиционных отраслях экономики и таким образом это учитывалось уже во всей образовательной среде.
[…] Мы уже сегодня планируем заседания соответствующих круглых столов, заседания рабочих групп, в рамках которых будет окончательно утвержден перечень цель, задач, индикаторов, которые завтра будут обсуждаться на рабочей группе Экономического совета.Исследования и разработки. Цель — координировать усилия основных игроков, сформировать между ними режим полноценного сетевого взаимодействия, сделать необходимую связь между предприятиями, вузами, исследовательскими центрами для того, чтобы все это заработало. Кроме того, это стимулирование привлечения частных инвестиций в исследования и разработки, так как государство должно лишь играть роль катализатора. Все непосредственное воплощение цифровизации, мы считаем, должно оставаться за частным бизнесом.
Информационная инфраструктура. С точки зрения размеров нашей страны, несмотря на оптимистичные показатели про высокую скорость 3G, проникновение LTE на уровне 70%, нам еще очень и очень многое предстоит сделать. Очень часто мы видим в СМИ внимание к так называемому пятому поколению технологий связи, 5G, оно непосредственно связано с цифровизацией и смысл 5G в том, что на один квадратный километр мы сможем обслуживать значительно большее количество подключенных устройств. Если сегодня мы в качестве подключенного устройства в основном рассматриваем свой смартфон или какое-то привычное электронное устройство, то дальше подключенными станут практически все предметы, которые окружают человека в его привычной жизнедеятельности. Плотность таких подключений возрастет драматическим образом и будет требоваться совершенно иная скорость этих подключений. Вот для этого и нужны технологии пятого поколения, которые, как мы считаем, будут развернуты по крайней мере в городах-миллионниках, где будет наблюдаться их максимальная концентрация.
Информационная безопасность. Особенно в контексте различных происходящих, в том числе в Российской Федерации, событий, связанных с различными вирусными атаками, сбоями в работе отдельных сетей связи, мы все понимаем, насколько становимся зависимыми от надежной бесперебойной работы соответствующих цифровых телекоммуникационных и иных видов информационных систем. Наша задача сделать так, чтобы мы соблюдали права и свободы граждан, гарантировали их так же как и гарантируем с точки зрения нашего традиционного права. Все это предстоит перенести в цифровую среду и обеспечить необходимый правовой режим. Мы должны сделать так, чтобы юрисдикция Российской Федерации была одной из самых благоприятных в мире для внедрения самых передовых современных технологий.
Государственное управление. В Российской Федерации сейчас происходит настоящая революция с точки зрения процедур получения государственных услуг. Более половины граждан — это показывает официальный отчет Росстата — получает услуги именно в электронном режиме. В Республике Татарстан мы видим безусловный прорыв, связанный с тем, что здесь эта цифра достигает 79%. Но государственное управление это не только предоставление госуслуг, это еще и повышение эффективности работы государства как крупной иерархической структуры, которая в том числе управляет достаточно серьезными ресурсами: имуществом, финансами, многими другими аспектами. Здесь необходимо создать целый ряд условий, включая в том числе такие инфраструктурные моменты, как например единая система доверия, трансграничная система доверия, для того чтобы бизнес смог осуществлять соответствующие транзакции в цифровом формате.
Умный город. Я думаю, это все себе хорошо представляют. Пусть каждый сам представит себе свою немного фантастическую картину умного города 2024 года. Речь идет о тех же самых городах, где мы с вами сегодня живем, но городах, функционирующих гораздо более эффективно именно за счет использования современных технологий. Мы считаем, что именно городская среда, как среда жизни миллионов наших сограждан, должна стать мощной пилотной зоной для внедрения самых современных технологий.
Последнее по порядку направление, но не последнее по значимости — цифровое здравоохранение. Это пример той отрасли, которая, безусловно, была определена экспертами в качестве ключевой с точки зрения необходимости ускоренной цифровой трансформации. Здесь мы видим очень быстрый эффект. Эффект, исчисляемый здоровьем, зачастую человеческими жизнями. За счет концентрации усилий здесь мы считаем, что сможем показать такой прорывной ключевой эффект по цифровизации. Предстоит соответствующее обсуждение и проработка детально этих целей и задач.
Чем еще отличается ЦИПР 2017 года и обсуждение программы “Цифровая экономика” от всего того, что было сделано ранее? Дело в том, что 26 мая в Казани состоится заседание межправительственного совета Евразийского экономического союза. Это тоже важное мероприятие, потому что председатели правительств, мы ждем премьер-министров всех стран, входящих в ЕАЭС, будут, в том числе обсуждать так называемую единую цифровую повестку дня. Завтра в Казань и в Иннополис прибудут все министры связи и информационных технологий — те, кто отвечает за цифровые экономики стран ЕАЭС, и также будут знакомиться с презентациями компаний, участвовать в обсуждениях по выработке этой повестки. С нами сегодня присутствует и работает Карине Минасян — это член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр ЕАЭС, которая организует нас как единое целое с точки зрения выработки единой цифровой повестки. Это очень важно. Я хочу напомнить, что Российская Федерация по целому ряду отраслей работает уже не в режиме национального законодательства, это законодательство стало наднациональным, то есть мы его формируем на уровне нашего Экономического союза. Таким образом, мы должны обязательно это учитывать, потому что без, к примеру, гармонизации законодательства о персональных данных мы не сможем сделать бесшовную цифровую экономику, которая будет связывать наши государства. Мы не сможем эффективно обеспечить торговлю товарами или услугами, финансовые транзакции и многие другие составляющие традиционной экономической деятельности. Создавая цифровую экономику России, мы должны постоянно синхронизировать эту работу с нашими коллегами по ЕАЭС, выстраивать действительно единую цифровую политику.
[…] Всегда раньше мы прокладывали связь, для того чтобы была связь. И мы готовили программистов, для того чтобы они умели программировать. На мой взгляд, 1 декабря 2016 года в рамках политического заявления главы государства Российская Федерация действительно сделала выбор в пользу того, что связь и ИТ-специалисты нужны для того чтобы в целом создавать условия для экономического роста, делать это в интересах граждан и государства в целом. Поэтому я вас хотел поздравить с таким идеологическим переходом. Конечно, это открывает прекрасные фантастические возможности с точки зрения развития ИТ-индустрии в нашей стране. Поэтому этот ЦИПР-2017 как платформа для экспертного обсуждения программы “Цифровая экономика”, безусловно, войдет в историю и станет действительно исторической вехой с точки зрения формирования новой концепции, нового подхода к развитию экономики в Российской Федерации».Пресс-служба Минкомсвязи