Вымпелком возьмет издержки под жесткий контроль

 

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

 

Во главе Вымпелкома встал Антон Кудряшов — бывший CEO СТС Медиа, известный тем, что ему удалось существенно сократить издержки компании во время кризиса. Оптимизация издержек в текущий момент необходима Вымпелкому, который отстает от своих конкурентов по показателям рентабельности. Компания уже приняла разумное для развития своего бизнеса решение, отказавшись от покупки пакета в Евросети и сохранив деньги для инвестиций. Данное событие было ожидаемым, и разговоры о возможной смене руководства шли уже давно. Для бывшего руководителя российского подразделения Елены Шматовой была даже подобрана должность в головном офисе в Амстердаме.

Попробуем понять, who is Mr. Kudryashov. Кудряшов однозначно обладает большим опытом работы в медийном бизнесе: до СТС он руководил НТВ-Плюс и издательским домом Афиша. Однако его действия на посту главы СТС Медиа в период кризиса достаточно спорны. «Ведомости» пишут, что в кризис, снизив операционные расходы, канал СТС не создал достаточного количества сериалов, в связи с чем доля его целевой аудитории начала снижаться, а рост доходов замедлился.

Несмотря на произошедшее в кризис снижение выручки, СТС удалось добиться роста операционной прибыли и, соответственно, операционной рентабельности. Эта стратегия оправдывала себя до недавнего времени, однако последняя динамика доли аудитории уже угрожает СТС сокращением рекламных доходов.

Схожие проблемы имеет и Вымпелком. По итогам 9 месяцев 2011 года операционная рентабельность компании составила 20,7%, что ниже, чем у других операторов «большой тройки», пусть и ненамного. Однако чистая рентабельность компании составляет лишь 6,9% — существенно меньше показателей основных конкурентов. При этом я предполагаю, что наибольший объем работы будет посвящен SG&A-расходам, а также розничной сети компании. Первые имеют вес в 38,6% в структуре операционных доходов объединенного Вымпелкома, а себестоимость проданных мобильных устройств и аксессуаров — лишь 3,6%. Однако именно по этой статье расходы с присоединением Wind Telecom выросли сильнее всего, а именно в 3,45 раза. Остальные затраты росли темпами, близкими к приросту выручки.

Отказ от агрессивной маркетинговой политики будет скорее полезен для Вымпелкома. Это уже сделали МТС, что позволило преодолеть тенденцию к сокращению рентабельности. Таким образом, навыки Антона Кудряшова по сокращению операционных расходов будут весьма полезны для Вымпелкома. Впрочем, настороженность вызывает тот факт, что он новичок для телекоммуникационного сектора.

В теме розницы Вымпелкома примечательно и другое недавнее сообщение компании: она отказалась от исполнения опциона по приобретению дополнительных 24,95% акций Евросети. Наиболее вероятными причинами такого отказа я считаю, во-первых, высокую цену пакета, во-вторых, нежелание приобретать сравнительно низкомаржинальный бизнес. Несмотря на весьма внушительные (13,5% по EBITDA в 2010 году) показатели рентабельности для розничного сектора, Евросети далеко до уровня рентабельности Вымпелкома, достигшей 41,6% в 3-м квартале 2011 года. Так или иначе, Вымпелком сохраняет долю в Евросети, равную 49,9%, что позволяет ему обеспечить свои интересы по управлению розничной сетью. Сохранение статус-кво — оптимальное в данном случае решение, которое позволит сохранить денежные средства. Кстати, они пригодятся Вымпелкому при построении сетей LTE.

Я думаю, что в конечном итоге вышеупомянутый пакет вполне может еще достаться Вымпелкому. Евросеть уже пыталась разместить свои акции по очень высокой цене, но ничего не вышло. Едва ли с тех пор ситуация существенно изменилась, и я очень сомневаюсь, что Александру Мамуту удастся продать 50,1% акций Евросети при оценке пакета в $1,6-1,8 млрд. Покупка пакета в Евросети представляет интерес для Ростелекома, а также для инвестиционных фондов. Однако «национальный чемпион связи» едва ли согласится заплатить такую цену за Евросеть. Также маловероятно, что фондам удастся в скором времени с прибылью реализовать такой крупный актив, тем более купленный по высокой цене. Таким образом, я уверен, что Мамуту придется снизить цену за свой пакет, возможно, до уровня, который устроит Вымпелком.

Напомню, что бумаги Вымпелкома остаются сильно недооцененными рынком. Целевая цена по ADS компании составляет $14,5, а потенциал роста — 53,4%.

Похожие записи