Межрегиональный центр делового сотрудничества (МЦДС) опубликовал статистику сотовой связи России по состоянию на 31 июля 2004 г.
В июле 2004 г. количество абонентов сотовой связи стандартов GSM, TDMA/DAMPS, NMT, IS-95 и IMT-MC-450 в России выросло на 6,0% и достигло 53,13 млн. В том числе в Московской лицензионной зоне на конец июля насчитывалось 13,83 млн. абонентов (прирост на 2,7% по сравнению с концом июня), в регионах — 39,30 млн. (прирост — 7,2%). Общий уровень проникновения составил 36,6%, в том числе в Московской лицензионной зоне — 81,4%, в регионах — 29,8%. На 31 июля 2004 г. у МТС было 19,160 млн. абонентов, доля в чистом приросте — 34% (в том числе в Москве и Московской области — 6,350 млн., доля в чистом приросте — 63%); у «ВымпелКома» — 17,320 млн. абонентов, доля в чистом приросте — 34% (в том числе в Москве и Московской области — 6,210 млн., доля в приросте — 7%); у «МегаФона» — 9,734 млн. абонентов, доля в чистом приросте — 24% (в том числе в Москве и Московской области — 1,145 млн. , доля в чистом приросте — 30%); у ОАО «Уралсвязьинформ» — 1,671 млн.; у СМАРТС — 1,491 млн.; у «Нижегородской Сотовой связи» — 453,0 тыс.; у «Енисейтелекома» (включая абонентов ООО «Саянтелеком») — 372,1 тыс.; у «Екатеринбург-2000» — 304,9 тыс.; у «Байкалвесткома» — 254,2 тыс; . у «СПбТелеком»/ОБЛКОМ (торговые марки «Фора» и Tele2) — 217,0 тыс.
В период с января по июль 2004 г. наибольшие темпы роста абонентской базы сетей сотовой связи продемонстрировал Уральский лицензионный макрорегион — количество пользователей услугами сотовой связи в нем выросло на 67%, превысив темпы роста общероссийской абонентской базы (45%). За ним следуют Сибирский и Дальневосточный макрорегионы, абонентская база в которых выросла на 61%. Абонентская база в Поволжском регионе выросла на 54%, в Северо-Кавказском — на 53%, в Северо-Западном — на 39%, в Центральном — на 34%. Об этом говорится в информационном бюллетене по рынку сотовой связи Российской Федерации за июль 2004 г.
С начала года структура абонентской базы по макрорегионам претерпела незначительные изменения. Сильнее всего изменилась доля в общей абонентской базе РФ Центрального макрорегиона, снизившись с 44 до 40%. Доли Поволжского и Сибирского макрорегионов выросли на 1% (Поволжского — до 13%, Сибирского — до 8%), доля Уральского — на 2% (до 12%). Доля Северо-Западного региона составила на конец июля 13%, Северо-Кавказского — 11%, Дальневосточного — 3%.
Семь месяцев 2004 г. значительно изменили расклад сил на макрорегиональных рынках. Компания МТС осталась лидером только в двух макрорегионах — на Урале и Дальнем Востоке, уступив первую позицию на Северном Кавказе и в Сибири компаниям «МегаФон» и «ВымпелКом» соответственно. ОАО «ВымпелКом» сохранило свое лидерство в Центральном и Поволжском макрорегионах, а ОАО «МегаФон» — в Сeверо-Западном.
Уровень проникновения сотовой связи на 31 июля 2004 г. в Северо-Западном макрорегионе составил 54%, в Центральном — 51%, в Северо-Кавказском — 31%, в Поволжском — 29%, в Уральском — 29%, в Сибирском — 26%, в Дальневосточном — 16%.