«Общественная потребительская инициатива» продолжает публикации с основными нарушениями операторов сотовой связи в области рекламы.
«МТС» в рекламе домашнего интернета гарантирует пользователям скорость 200 Мбит/с не только по проводу, но и по Wi-Fi. Однако из скрытых или отсутствующих в рекламе оговорок следует, что данную скорость оператор не может обеспечить. В реальности она зависит от оборудования абонента, количества и расположения клиентских устройств, а также от конфигурации помещения, то есть практически недостижима.
Показательно, что зная о реальных технических и физических ограничениях технологии, «МТС» сознательно отказался от формулировки «до 200 Мбит/с», чтобы повысить привлекательность предложения и привлечь дополнительных клиентов.
Очередные баллы в рейтинге получают «Билайн» и «МегаФон», которые навязали своим абонентам рекламу вместе с услугами связи. Операторы сформулировали условия оказания услуг таким образом, что покупая SIM-карту, потребитель автоматически соглашается на получение рекламы в течение всего срока действия договора, в том числе от сторонних компаний (пункты 4.3. и 14.14.2. условий оказания услуг связи «Билайна» и «МегаФона» соответственно). В частности, у «МегаФона» это может выражаться в показе баннеров поверх чужих сайтов.
Отдельно следует заметить, что предлагаемое потребителям соглашение является договором присоединения, условия которого определены операторами в одностороннем порядке, и стать абонентом «Билайна» и «МегаФона», кроме как согласившись с навязанным спамом, нельзя.
Напомним, что в основе рейтинга ОПИ – анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи – «МТС», «ВымпелКом» («Билайн»), «МегаФон», «Tele2», «Yota».
Рейтинг является открытым, постоянно обновляется и дополняется. ОПИ продолжает работу по его наполнению и включает в него как материалы ФАС и ее территориальных органов, так и результаты собственных исследований.
Основная задача, которую преследует ОПИ – научить потребителей разбираться в недобросовестных уловках операторов, уберечь их от обмана, предупредить непредвиденные траты.
Примечания:
- Период исследования 2011-2017.
- При составлении рейтинга не учитывались нарушения законодательства о защите конкуренции, не затрагивающие права потребителей.
- При составлении рейтинга не учитывались случаи направления абонентам SMS сообщений без получения предварительного согласия, поскольку не всегда есть объективная возможность установить факт наличия или отсутствия такого согласия, а также во многих случаях присутствует третья сторона, являющаяся организатором рассылки. Вместе с этим, некоторые территориальные органы Федеральной антимонопольной службы приводят статистику по соответствующим жалобам, которая подтверждает позиции операторов в рейтинге недобросовестности (см., например, данные УФАС по Санкт-Петербургу, http://spb.fas.gov.ru/news/7633).