23 ноября 2004 г. ОАО «Мобильные ТелеCистемы» объявило о результатах деятельности за третий квартал, демонстрирующих существенный рост выручки и дальнейшее увеличение прибыльности.
Основные показатели:
- Выручка МТС в 3-м квартале составила $1086,4 млн., увеличившись на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль выросла на 117% до $338,3 млн.
- Маржа OIBDA достигла наивысшего показателя за историю компании – 58,4%.
- За девять месяцев 2004 г. МТС получила сумму положительных свободных денежных средств, которая составила $260,7 млн. с начала года.
- Активное внедрение и продвижение дополнительных услуг способствовало тому, что их вклад в ARPU составил 9,7% в России и 11,3% – на Украине.
- Особое внимание повышению лояльности абонентов привело к дальнейшему сокращению уровня оттока абонентов в России.
- Численность консолидированной абонентской базы МТС продолжала интенсивно расти: с начала года она увеличилась на 12,13 млн. и по состоянию на 22 ноября 2004 г. составила 28,85 млн. пользователей.
Основные финансовые показатели (неаудированные)
млн. долл. США | 3 кв. 2004 | 2 кв. 2004 | Изменение | 3 кв. 2003 | Изменение |
Выручка | 1086,4 | 918,2 | 18,3% | 722,4 | 50,4% |
Операционная прибыль | 467,6 | 371,7 | 25,8% | 274,8 | 70,2% |
Маржа операционной прибыли | 43,0% | 40,5% | — | 38,0% | — |
Чистая прибыль | 338,3 | 267,5 | 26,5% | 155,7 | 117,3% |
OIBDA | 634,8 | 521,5 | 21,7% | 388,1 | 63,6% |
Маржа OIBDA | 58,4% | 56,8% | — | 53,7% | — |
«Третий квартал стал очень успешным для МТС. Наше внимание к оптимизации затрат и упрощению внутренних бизнес-процессов, наряду с сезонными факторами, позволили обеспечить рост прибыльности компании. В результате наших инициатив, направленных на повышение лояльности, уровень оттока абонентов значительно снизился, – подчеркнул Президент ОАО «МТС» Василий Сидоров. – Приоритетом нашего дальнейшего развития является укрепление лидерства на существующих рынках; вместе с этим мы будем расширять географию деятельности компании на соседние страны».
Динамика абонентской базы
В 3-м квартале сотовые рынки России и Украины продемонстрировали беспрецедентно высокие темпы роста. В течение квартала к сотовым сетям подключились примерно 9,6 млн. новых абонентов в России и 2,2 млн. новых абонентов на Украине. Общее число абонентов в России составило 59 млн. (проникновение 40,7%), а на Украине – 10,6 млн. (проникновение 21,8%).
В течение 3-го квартала на долю МТС пришлось примерно 28% всех новых подключений в России и 42% – на Украине. Абонентская база компании на двух рынках в сумме увеличилась на 3,6 млн. человек. Кроме того, как сообщалось ранее, МТС приобрела 74% акций компании Uzdunrobita, оператора сотовой связи в Узбекистане. Абонентская база компании на момент приобретения насчитывала 0,23 млн. пользователей. В результате по состоянию на конец 3-го квартала консолидированная абонентская база МТС составляла 26,63 млн. пользователей (в том числе: 20,84 млн. в России, 5,53 млн. на Украине и 0,26 млн. в Узбекистане).
Неконсолидированное совместное предприятие МТС в Беларуси (СООО «МТС», в котором ОАО «МТС» владеет 49% акций) обеспечило около 61% от общего числа новых подключений, увеличив свою абонентскую базу на 0,23 млн. Сотовый рынок Беларуси в целом к концу 3-го квартала вырос до 2 млн. абонентов (проникновение 20%).
МТС успешно сохранила свои лидерские позиции на рынках всех четырех стран, где работает компания. По состоянию на конец 3-го квартала 2004 г., рыночная доля МТС в России составляла 35%, на Украине – 52%, в Узбекистане – 51%. Совместное предприятие МТС в Беларуси обогнало конкурента и стала крупнейшим сотовым оператором республики с рыночной долей в 49%.
По состоянию на 30 сентября 2004 г., 71% абонентов МТС в России и 83% абонентов МТС на Украине обслуживались по препейдным тарифным планам (ДЖИНС в России, ДЖИНС и SIM-SIM на Украине). В 3-м квартале 2004 г. на долю препейдных абонентов пришлось 84% всех новых подключений в России и 90% – на Украине.
По состоянию на 22 ноября 2004 г. консолидированная абонентская база МТС составила 28,85 млн. активных абонентов, в том числе 22,38 млн. — в России, 6,19 млн. — на Украине и 0,28 млн. – в Узбекистане. Кроме того, неконсолидированное совместное предприятие МТС в Беларуси, обслуживало около 1,08 млн. абонентов.
Консолидация Uzdunrobita
Как сообщалось 2 августа 2004 г., МТС приобрела 74% акций компании Uzdunrobita, крупнейшего GSM-оператора в Узбекистане. Количество жителей Узбекистана составляет 25,2 млн. человек, это третья среди стран СНГ по численности населения после России и Украины. МТС начала консолидировать Uzdunrobita в своей финансовой отчетности с 1 августа 2004 г. За два месяца 3-го квартала 2004 г. выручка компании составила $10,1 млн. ARPU компании в течение двух месяцев 3-го квартала составил $13,3.
Капитальные вложения и задолженность по привлеченным средствам
Капитальные вложения МТС в основные средства в 3-м квартале 2004 г. достигли $262,1 млн., из которых $65,9 млн. пришлось на Украину. Общий объем капитальных вложений за девять месяцев 2004 г. составил $697,3 млн. Кроме того, в 3-м квартале 2004 г. МТС потратила $42,3 млн. на приобретение нематериальных активов (в том числе на Украине – $13,1 млн.). Общие расходы МТС на приобретение нематериальных активов за девять месяцев 2004 г. составили $82,9 млн. Вклад Узбекистана в капитальные вложения в 3-м квартале 2004 г. составил $1,5 млн.
В течение девяти месяцев 2004 г. задолженность МТС по привлеченным средствам снизилась. По состоянию на 30 сентября 2004 г. общая задолженность компании по привлеченным средствам составила $1,49 млрд. по сравнению с $1,66 млрд. в конце 2003 г. Чистый долг составил $1,24 млрд. по сравнению с $1,32 млрд. в конце 2003 г.
Основные операционные показатели
3 кв. 2004 | 2 кв. 2004 | 1 кв. 2004 | 4 кв. 2003 | 3 кв. 2003 | |
Общее число абонентов на конец периода (млн.) |
26,63 | 22,78 | 19,19 | 16,72 | 13,89 |
Россия (млн.) | 20,84 | 18,14 | 15,34 | 13,37 | 11,34 |
Украина (млн.) | 5,53 | 4,63 | 3,85 | 3,35 | 2,55 |
Узбекистан (млн.) | 0,26 | — | — | — | — |
МТС Беларусь8, тыс. | 0,97 | 0,74 | 0,59 | 0,46 | 0,31 |
Россия | |||||
Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), доллары США |
14,0 | 14,1 | 14,1 | 16,3 | 18,8 |
Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты | 168 | 160 | 147 | 140 | 159 |
Коэффициент оттока абонентов (churn rate), % | 6,7 | 7,7 | 10,0 | 12,5 | 12,3 |
Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США | 21 | 21 | 23 | 24 | 23 |
Украина | |||||
Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), доллары США |
15,4 | 14,6 | 14,0 | 15,4 | 17,8 |
Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты | 136 | 127 | 111 | 114 | 110 |
Коэффициент оттока абонентов (churn rate), % | 5,9 | 5,2 | 6,0 | 6,5 | 4,6 |
Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США | 21 | 18 | 25 | 26 | 34 |
Операции МТС в России
Выручка от операций МТС в России в 3-м квартале 2004 г. составила $848,9 млн., что на 16,6% больше предыдущего квартала и на 40,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатель OIBDA в 3-м квартале 2004 г. составил $492,7 млн., что на 19,1% выше предыдущего квартала и на 50,4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Маржа OIBDA составила 58,03%. Размер чистой прибыли в 3-м квартале 2004 г. достиг $259,5 млн., что на 24,1% выше предыдущего квартала и на 101% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Увеличение маржи OIBDA в 3-м квартале 2004 г. до рекордного для компании уровня, в основном, определялось двумя факторами. Во-первых, в течение второго и третьего кварталов постепенно внедрялась новая схема выплат дилерской комиссии в Москве, о которой было объявлено в феврале 2004 г. Во-вторых, возрастало влияние экономии на масштабе, а также мер по контролю за различными общими и административными расходами, которые в процентном отношении к выручке либо оставались неизменными либо снижались в течение квартала.
В 3-м квартале продолжился рост среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU) – до 168 минут по сравнению со 160 минутами во втором квартале. Рост объясняется сезонным эффектом, а также запуском ряда маркетинговых инициатив, которые поощряли более активное пользование мобильными телефонами (услуга «Лето-ДЖИНС», бесплатные входящие по выходным в течение месяца). С другой стороны, эти инициативы привлекли массовых пользователей и привели к увеличению внутрисетевых звонков (которые совершаются по льготным тарифам). В результате средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) в 3-м квартале 2004 г. в России снизилась до $14,0 по сравнению с $14,1 во втором квартале.
В 3-м квартале показатель SAC в России не изменился по сравнению с предыдущим кварталом (оставшись на уровне $21), поскольку некоторое снижение дилерской комиссии компенсировалось возросшими рекламными затратами на одного нового абонента.
Уровень оттока абонентов МТС продолжал снижаться, достигнув 6,7% по сравнению с 7,7% во втором квартале 2004 г. и 12,3% во 3-м квартале 2003 г. Это снижение в основном объясняется запуском новых программ лояльности абонентов и дилеров.
Операции МТС на Украине
Выручка от операций МТС на Украине в 3-м квартале 2004 г. выросла на 26,6% по сравнению с предыдущим кварталом и составила $241,2 млн. (на 99,2% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Показатель OIBDA в 3-м квартале 2004 г. составил $136,7 млн., что на 26,8% выше предыдущего квартала и на 125,5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Маржа OIBDA составила 56,7%. Рост маржи OIBDA в 3-м квартале 2004 г. по сравнению с предыдущим кварталом в основном объясняется эффектом экономии на масштабе.
Размер чистой прибыли в 3-м квартале 2004 г. достиг на Украине $78,6 млн., что на 34,6% выше предыдущего квартала и на 195,5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 3-м квартале 2004 г. на Украине сохранилась позитивная динамика показателей ARPU и MOU. В течение квартала вслед за увеличением ежемесячного трафика на одного абонента со 127 до 136 минут, показатель ARPU вырос до $15,4 (по сравнению с $14,6 во втором квартале 2004 г.). Рост MOU в 3-м квартале соответствует общей тенденции роста пользования сотовой связью и последовал за незначительным уменьшением в первом квартале, который традиционно характеризуется сезонным спадом.
Вследствие дополнительных усилий по привлечению контрактных абонентов, показатель SAC на Украине вырос в 3-м квартале 2004 г. до $21 (по сравнению с $18 за предыдущий квартал).
Увеличение коэффициента оттока абонентов на Украине до 5,9% в 3-м квартале 2004 г. (по сравнению с 5,2% в предыдущем квартале) преимущественно объясняется увеличением оттока в сегменте препейдных абонентов вследствие усиления конкуренции.