2-3 декабря 2004 г. в Санкт-Петербурге в Центре Международного Сотрудничества прошла первая в России конференция «Дополнительные услуги мобильной связи», посвященная различным аспектам этого бурно развивающегося рынка. Генеральным спонсором международного форума выступила компания «i-Free».
Важнейшие задача Конференции – обзор тенденций российского рынка VAS, рынка мобильной связи за рубежом в России и, обсуждение партнерства операторов и контент-провайдеров, новых технологий и услуг.
Число участников конференции составило около 300 человек: это представители ведущих контент-провайдеров («Информ-мобил», «Никита Мобайл», «i-Free», «Jippii», «Infon»), сотовых операторов, производителей мобильных терминалов, разработчиков программного обеспечения, консалтинговых компаний.
Сектор новых услуг развивается в России, как и во всем мире, очень быстрыми темпами. Можно выделить несколько тенденций, характеризующих развитие отрасли на международных рынках:
- попытка устранения посредников и организация работы контент-провайдеров напрямую с операторами;
- интерес к отрасли со стороны венчурных инвесторов медиа-холдингов и стратегических инвесторов;
- быстрый рост медиа-интегрированных услуг.
При этом надо отметить, что среди всех категорий услуг на российском рынке продолжают доминировать картинки и мелодии (более 60% сегодняшнего рынка). Порядка 20% приходится на информационно-развлекательные услуги, 10% — на услуги общения, далее медиа-интегрированные услуги и лишь 6% рынка занимают игры и приложения. Но наиболее рентабельный сектор — развлекательные услуги. Сотовые операторы получают в среднем 40% доходов от услуги, остальное делят между собой сервис-провайдеры и разработчиков контента.
Определяющим для всей конференции стал доклад (первый и в первый же день конференции) управляющего директора компании «i-Free» Кирилла Петрова. Компания сегодня – один из лидеров рынка, работающая в сфере дополнительных услуг мобильной связи с 2001 года. В своем выступлении Кирилл Петров отметил, что на рынке России сейчас происходит ряд процессов, обусловленных конкуренцией, политикой, проводимой оператором, развитием технологий. По его мнению, следующий год будет «годом слияний и поглощений». «Появление новых лидеров среди российских игроков маловероятно, однако возможен приход известных иностранных брендов. Основным путем их выхода на рынок будет покупка существующих компаний», — заявил Петров.
О разработке IPX- решении (Ericsson Internet Payment eХchange) рассказал Вице-президент отделения компании Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Александр Андрианов. Решение представляет собой простой способ оплаты по интернету услуг и информации, предоставляемых контент-провайдером. Всем известно, что абоненты неблагоприятно рассматривают новые формы оплаты информации. А IPX позволяет мобильным абонентам пользоваться услугами контент-провайдера вне зависимости от того, где находится абонент. Пользователи могут оплачивать услуги с помощью мобильного телефона в кредит через своего оператора или с помощью авансовых платежей. Единственное условие состоит в том, чтобы контент-провайдер взаимодействовал с IPX-решением. IPX модель базируется на том, что между «продавцом» и «покупателем» не должно быть посредников или третьей стороны. Но пока, по заявлению Александра Андрианова, Ericsson не сотрудничает ни с одним из российских контент-провайдеров (в силу юридических, частотных и других проблем).
На конференции был представлен относительно новый игрок телекоммуникационного рынка России – компания «Агрегатор». Компания «Агрегатор» создана в 2004 году путем реорганизации компании Infon по инициативе «Рустар Холдинга».
Компания предоставляет комплекс технических и маркетинговых решений для распространения мобильных услуг, связывает действующих контент-провайдеров с операторами связи. Таким образом, Агрегатор, являясь новым участником рынка, играет несколько важных сегодня ролей:
- способствует росту рынка;
- обеспечивает быстрый старт работы провайдеров;
- делает рынок цивилизованным, выводя на рынок лицензионные продукты,
и в результате выигрывает потребитель. А услуги Агрегатора доступны более чем 50-ти млн. абонентов России.
Актуальная проблема – недостаточная производительность SMS-центров операторов связи — была освещена в докладе руководителя направления Messaging Network НПФ «Беркут» Сергея Ермилова. Одним из основных показателей мобильного бизнеса является трафик. В пиковые моменты трафика снять ограничения в деятельности транспортных систем можно с помощью Cell Broadcast . Компания «Беркут» предлагает средства, позволяющие упорядочить взаимоотношения операторов и контент-провайдеров, облегчить процесс создания и вывода на рынок новых услуг, обеспечить тарификацию контент-услуг по факту их оказания, а не по генерируемому ими трафику. К таким средствам относятся центр управления контентным трафиком SPACE и система мобильного браузинга JUST. Услуга JUST Broadcast предлагает абонентам интерактивный широковещательный сервис.
На пресс-конференции, заключившей работу форума, были сделаны ряд важных сообщений.
Контент-провайдер i-Free объявил об организации нового направления деятельности — предоставлении услуг мобильного маркетинга. С этой целью компания создает специализированное подразделение i-Free Business Solutions, которое будет располагаться в Москве. Как заявил на пресс-конференции управляющий директор i-Free Кирилл Петров, в последние два-три года все больше крупных международных брендов на западных рынках используют мобильные технологии для маркетинговых целей. «Для российских компаний это пока новый инструмент, однако, мы прогнозируем взрыв спроса на услуги мобильного маркетинга уже в следующем году. Поэтому мы решили серьезно расширить свое присутствие на В2В рынке и организовали подразделение, которое будет специализироваться на создании корпоративных маркетинговых решений на базе мобильных технологий», — сказал Кирилл Петров.
Второй важной новостью стало заявление трех поставщики мобильного контента— компаний «i-Free», «Jippii» и «Infon» — о создании «Ассоциации контент-провайдеров». Новая структура образуется для координации работы и урегулирования взаимоотношений участников рынка, а также для борьбы с пиратством, представляющим сегодня одну из самых серьёзных проблем.
В России пиратским способом распространяется до 20% продукции, что означало в 2004 г. убытки для индустрии равные 60 млн. долл.
Идея создания новой Ассоциации выступил управляющий директор компании «i-Free» Кирилл Петров. «Основная цель Ассоциации», — заявил генеральный директор ЗАО «Рустар Холдинг», представляющий торговую марку «Infon», Кирилл Шрамко, — «координация усилий по защите интересов контент-провайдеров».
Ещё одной причиной создания новой структуры является необходимость решения совместной работы контент-провайдеров с операторами и правообладателями. О дальнейших действиях Ассоциации ёе члены собираются сообщить в начале следующего года. Нужно время для привлечения в Ассоциацию новых членов.
В целом, вся отрасль мобильных услуг имеет очень важное значение для экономики России, так как является отраслью, в которой все еще возможны инновации и предпринимательство, которая может быть конкурентноспособной на мировых рынках, что подтверждается экспансией некоторых российских компаний на рынки СНГ и их дальнейшими планами по присутствию на рынках Западной Европы. Учитывая бурный темп развития бизнеса и его перспективы, можно утверждать, что конференция «Дополнительные услуги мобильной связи» была полезна и своевременна. Хочется надеяться, что этот форум станет ежегодным.