Мобильные платежи. Проблемы и перспективы

 

• Большинство розничных и коммерческих банков считают, что мобильный банкинг и мобильные платежи важны для их деятельности

 

• В развивающихся странах более 2,7 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам

• К 2012 году 1,7 млрд человек будут иметь мобильные телефоны при отсутствии банковских счетов

• Наблюдается снижение запросов на получение справочной информации в отношении банковских услуг через интернет-банкинг и по телефону на фоне увеличения числа скачиваний приложений для мобильных телефонов и запросов на получение справочной информации путем SMS

• Благодаря низким или вовсе отсутствующим дополнительным затратам в отношении каждого нового пользователя мобильного телефона, предоставление базовых услуг мобильного банкинга становится экономически обоснованным для банков

КПМГ, международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, опубликовала результаты глобального исследования, посвященного мобильным платежам.

«Данное исследование является интересным и актуальным для российского рынка, где, по моему мнению, уже сейчас есть спрос на эффективные и современные банковские подходы и услуги», – отмечает Александр Соколов, партнер, руководитель практики по работе с финансовыми учреждениями КПМГ в России и СНГ.

Одной из тенденций, повторявшейся в цепочке создания стоимости и в каждом исследуемом регионе, было появление основной группы «новаторов», которые агрессивно вторгаются в мир мобильных платежей. Для данной группы разработка решений для осуществления мобильных платежей предоставляет собой гораздо больше, чем просто преимущество раннего выхода на рынок. Это также открывает возможности для совместной работы с партнерами по цепочке создания стоимости, что позволяет играть более значимую роль в разработке технологических стандартов, первыми адаптировать новые технологии и повышать уровень лояльности потребителей.

В связи с риском внедрения новых технологий, неподтвержденного спроса, разнородности подходов в отрасли и отсутствия четких стандартов и контактов многие банки занимают выжидательную позицию в отношении внедрения мобильных платежей. Однако в попытках сократить риски такие «последователи» могут столкнуться с новыми видами рисков. Таких, как недостаточный уровень финансовой и технической грамотности потребителей, риск для безопасности личных данных при передаче, вероятность того, что продавцы могут не принимать мобильные платежи и т.д.

Мобильный банкинг выходит на массовый рынок

В мире различные по размеру банки (как розничные, так и коммерческие) стремительно вводят целый ряд решений в области мобильного банкинга, направленных на обеспечение удобства пользователей и сокращение расходов. По данным Министерства международного развития Великобритании в развивающихся странах более 2,7 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам. Более того, согласно этому же источнику, к 2012 году 1,7 млрд человек будут иметь мобильные телефоны при отсутствии банковских счетов.

В то же время большинство крупных банков и многие средние банки уже предлагают в том или ином виде услуги мобильного банкинга. Новый канал можно создать при относительно низких затратах и с минимальными рисками, адаптируя существующие интернет-платформы для мобильных устройств. Таким образом, благодаря низким или вовсе отсутствующим дополнительным затратам в отношении каждого нового пользователя мобильного телефона, предоставление базовых услуг мобильного банкинга становится экономически обоснованным.

Также наблюдается повсеместная адаптация потребителей к услугам мобильного банкинга: ряд респондентов отметили заметное снижение запросов на получение справочной информации в отношении банковских услуг через интернет-банкинг и по телефону на фоне увеличения числа скачиваний приложений для мобильных телефонов и запросов на получение справочной информации путем SMS.

В то время, как большинство банков предоставляет базовые информационные услуги, такие, как предоставление информации о балансе счета, уведомления о совершенных платежах и переводе денег с одного счета на другой, ряд банков также начали внедрять решения по дистанционному осуществлению мобильных платежей. В частности, платежи peer-to-peer (Р2Р) и денежные переводы все чаще осуществляются через мобильные устройства, особенно в развивающихся странах.

«Обладатели смартфонов всё чаще используют свои устройства для выполнения самых различных каждодневных задач. Поэтому совершенно неудивителен тот факт, что мобильное банковское обслуживание выходит на первый план. Оно отлично подходит как потребителям, стремящимся к удобству, так и банкам, основная задача которых – сократить расходы», — отмечает Мейсон Токарц, партнер, Департамент аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ.

«За последние 20 лет банковские услуги в России сильно эволюционировали: вначале были только наличные операции, потом появились карточки и, наконец, интернет-обслуживание. Но мобильное банковское обслуживание может в будущем выйти в безоговорочные лидеры. Смартфоны завоевывают в России всё большее количество потребителей, многие из которых, в особенности молодежь, готовы пользоваться широким кругом приложений на своих устройствах. Поэтому банки, имеющие серьезные намерения на российском потребительском рынке, просто обязаны взять курс на развитие мобильного обслуживания», — продолжает Мейсон Токарц.

Выполнение обещания бренда

В ответ на растущий потребительский спрос многие респонденты заявили, что в качестве основной выгоды от внедрения решений в области мобильного банкинга они рассчитывают получить конкурентное преимущество и выделиться среди конкурентов. Однако новаторам ранний выход на рынок мобильного банкинга предвещает ряд других количественных и качественных возможностей.

Как показало наше исследование, участники цепочки создания стоимости в области платежей стараются объединять свои позиции и захватывать более значительные доли источников доходов. Например, платежные системы ожидают для себя более значимую роль в системе мобильного банкинга и мобильных платежей, и многие из них уже тесно сотрудничают с альтернативными платежными системами, такими как PayPal, рассчитывая расширить свое присутствие на рынке мобильных и интернет-услуг.

Появление услуг мобильного банкинга заставило банки сотрудничать с новыми партнерами. В частности, значимость операторов мобильной связи все больше возрастает по мере того, как банки запускают свои приложения и тестируют их функциональность на различных устройствах и в различных сетях. Отношения между операторами мобильной связи и банками будут продолжать развиваться, так как решения для осуществления мобильных платежей начинают интенсивно выходить на рынок.

Один из главных споров среди участников системы мобильных платежей разгорается вокруг метода, с помощью которого можно осуществлять платежи с мобильных устройств. В ходе обсуждений с руководителями банков становится очевидно, что большинство участников ожидают, что одна из технологий беспроводной связи ближнего радиуса действия (технология NFC) в итоге победит на рынке. Многие рассчитывают, что NFC обеспечит для клиентов банков очень простой и удобный метод осуществления платежей. Однако широкому распространению NFC препятствует ряд критических сложностей. Например, для осуществления платежей посредством NFC потребуется модернизация сети POS-терминалов торговых точек, которая обеспечит эффективное взаимодействие между различными банками, типами карт и устройств. По сути это создаст для банков массу новых проблем и задач, связанных с разработкой стратегии мобильных платежей для своих розничных клиентов. Однако, согласно результатам исследования, некоторые банки до сих пор не уверены в преимуществах NFC. Основной вопрос состоит в том, оценят ли потребители преимущества мобильных платежей настолько, чтобы спрос на эти услуги был на уровне, достаточном для покрытия инвестиционных расходов. Как проницательно отметил один из респондентов: «Действия потребителей на рынке не всегда настолько логичны, насколько мы это себе представляем».

Еще один важный технологический вопрос относится к сфере безопасности. Несмотря на то, что вопросы безопасности и конфиденциальности банкам и финансовым институтам не чужды, почти три четверти респондентов, принявших участие в нашем онлайн-опросе, отметили, что вопрос безопасности является для них ключевым при разработке стратегий в области мобильных платежей.

Вот как ответили респонденты на вопрос «С какими, на ваш взгляд, основными проблемами сталкиваются компании при разработке стратегий мобильных платежей?»:

Безопасность 71%

Технология/адаптация 61%

Затраты 37%

Вопросы регулирования/законодательство 35%

Конфиденциальность 34%

Сложность 26%

Надежность 24%

Доступность 19%

Прочие 5%

Источник: данные KPMG International за 2011 год.

Все участники цепочки создания стоимости в области мобильных платежей выражают опасения относительно объема инвестиций, которые могут потребоваться для создания нового метода осуществления платежей. Помимо расходов на разработку сети платежей через торговые точки, внедрение решений для мобильных платежей, вероятно, потребует не только финансовых вложений, но и изменения бизнес-модели в области бэк- и фронт-офисов банка.

Об исследовании

Специалисты KPMG International провели ряд исследований для обобщения информации об указанных разнородных мировых тенденциях и формирования более четкого представления о рынке мобильного банкинга в настоящий момент и, что еще важнее, о развитии ситуации в будущем.

КПМГ провела интервью с руководителями и лидерами в области мобильного банкинга более чем двадцати розничных и коммерческих банков, а также с представителями платежных систем, эквайеров и компаний, обслуживающих кредитные карты. Был также проведен опрос лидеров отрасли по всему миру, включая респондентов из Азии, Австралии, Африки, США и Европы. Кроме того, исследование включает результаты онлайн-опросов, в которых приняли участие более чем 150 банков и прочих участников цепочки создания стоимости в области платежей.

КПМГ в России и СНГ

КПМГ – международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. В офисах КПМГ в 153 странах мира работают 145 000 сотрудников. Независимые фирмы – члены сети КПМГ входят в ассоциацию KPMG International Cooperative (“KPMG International”), зарегистрированную по законодательству Швейцарии. Каждая фирма является независимым юридическим лицом.

В России КПМГ работает более двадцати лет. В течение последних лет КПМГ в России и СНГ является самым быстрорастущим подразделением компании в мире. В России и странах СНГ более 3 700 специалистов работают в подразделениях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Киеве, Донецке, Львове, Ереване, Тбилиси и Баку.

По материалам компании KPMG International

Похожие записи