1 июня 2005 г. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявило о результатах деятельности за первый квартал 2005 г.
Основные финансовые показатели:
- Консолидированная выручка МТС увеличилась на 32% по сравнению с первым кварталом 2004 года и составила $1057 млн.
- Показатель OIBDA вырос на 22% по сравнению с первым кварталом 2004 года и составил $537 млн. (маржа OIBDA составила 51%).
- Чистая прибыль увеличилась на 12% по сравнению с первым кварталом 2004 года и составила $232 млн.
- МТС получила сумму положительных свободных денежных средств, которая составила $50 млн.
Основные операционные показатели:
- Продолжился активный рост абонентской базы: прирост в течение квартала составил 4,5 млн. абонентов.
- МТС удерживает лидерские позиции во всех четырех странах своего присутствия – в России, Украине, Беларуси и Узбекистане.
- В течение апреля-мая было подключено 3,64 млн. новых абонентов. Общая абонентская база по состоянию на 31 мая 2005 года составила 42,32 млн. человек.
Комментируя итоги года, Президент ОАО «МТС» Василий Сидоров заявил:
«Мы очень довольны динамикой привлечения новых абонентов в этом году. Мы обеспечили чистый прирост клиентской базы с начала года в размере 8,1 млн. новых абонентов и сохранили лидерские позиции на всех существующих рынках. Основой стратегии МТС на текущий год является сбалансированный подход к инвестициям в приобретение новых абонентов при возрастающем внимании к повышению лояльности существующих клиентов.
В течение первого квартала мы продемонстрировали существенный рост выручки по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году. Вместе с тем, эффект от проводившихся в конце 2004 года маркетинговых акций с предоставлением бонусных минут в сочетании с негативными сезонными факторами привели к сокращению квартальной выручки по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Мы ожидаем возобновления роста выручки и чистой прибыли во втором квартале этого года.
Мы удовлетворены тем, что, в соответствии с нашими планами, уровень маржи OIBDA в первом квартале превысил 50%, несмотря на связанное с единовременными факторами снижение прибыльности бизнеса в Украине».
Обзор операционной деятельности
Рост рынка
В первом квартале 2005 года в России и Украине продолжился активный рост абонентской базы. Уровень проникновения сотовой связи в России, по данным AC&M Consulting, возрос с 51% до 59%, в Украине – с 29% до 34%.
Уровень проникновения сотовой связи в Узбекистане возрос с 2,1% в начале года до 2,3% по состоянию на конец первого квартала. В Беларуси за тот же период уровень проникновения возрос с 24% до 28%.
Динамика абонентской базы
В течение первого квартала 2005 г. консолидированная абонентская база МТС выросла на 4,5 млн. человек (прирост был целиком обеспечен органичным ростом бизнеса компании). Вклад России в прирост составил 3,7 млн. человек, в Украине было добавлено 0,7 млн. абонентов и в Узбекистане – около 42 тыс. абонентов.
Несмотря на растущий уровень конкуренции, коэффициенты оттока абонентов в России и в Украине в первом квартале были существенно ниже, чем за тот же период год назад. Этот результат был достигнут благодаря повышению внимания к лояльности и удержанию абонентов.
После окончания первого квартала 2005 года в результате органичного роста бизнеса абонентская база МТС выросла еще на 3,64 млн. человек и по состоянию на 31 мая 2005 г. насчитывала 42,32 млн. абонентов.
Доля рынка
В России на долю МТС пришлось около 34% всех новых подключений, благодаря чему компания сохранила свое лидирующее положение с долей рынка приблизительно 35,4%. Признанием успешного рыночного позиционирования компании стала победа в национальном рейтинге «Народная марка» по категории «Оператор сотовой связи» (февраль 2005 г.).
В Украине на долю компании приходилось около 31% новых подключений, и ее доля рынка сократилась с 53% до 50%. Причиной сокращения стали агрессивные кампании по привлечению абонентов, осуществленные конкурентом, а также увеличение числа игроков на рынке.
Доля рынка МТС в Узбекистане по состоянию на конец первого квартала 2005 г., По собственным оценкам компании, сохранилась на уровне 58%.
В Беларуси доля рынка совместного предприятия МТС сохранилась на уровне 50%.
Сегментирование абонентов
Подключения по препейд-тарифам МТС (ДЖИНС в России, ДЖИНС и SIM-SIM в Украине) составили 91% общего количества новых подключений в России и Украине. По состоянию на конец первого квартала 2005 года по препейд-тарифам обслуживались 81% абонентов МТС в России (по сравнению с 77% по состоянию на конец 2004 года). В Украине доля абонентов препейд-тарифов в течение квартала практически не изменилась, оставшись на уровне около 87%.
Операции МТС в России
- Выручка за 1 квартал 2005 года выросла на 24% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составила $803 млн. (Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $0,7 млн.)
- Чистая прибыль за 1 квартал 2005 выросла на 4% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составила $171 млн.
- Показатель OIBDA за 1 квартал 2005 года вырос на 16% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составил $415 млн. (маржа OIBDA составила 52%).
В первом квартале произошло снижение среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU) в России, что объясняется увеличением доли малоговорящих абонентов и негативными сезонными факторами (в частности, меньшим количеством рабочих дней в январе и феврале и снижением потребительской активности в зимний период).
В России продолжилось снижение средней ежемесячной выручки на одного абонента (ARPU). Причиной этому стало снижение уровня использования, а также бонусные минуты, которые абоненты получили в четвертом квартале 2004 и которыми продолжили пользоваться в начале года. Кроме того, в первом квартале доходы от роуминга снижены из-за сезонных факторов.
Вследствие уменьшения затрат на приобретение одного абонента (SAC) и снижения уровня новых подключений в первом квартале, продолжилось восстановление уровня маржи OIBDA.
Операции МТС в Украине
- Выручка за 1 квартал 2005 года выросла на 54% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составила $238 млн. (Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $0,8 млн.)
- Чистая прибыль за 1 квартал 2005 года выросла на 36% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составила $58 млн.
- Показатель OIBDA за 1 квартал 2005 года вырос на 34% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составил $112 млн. (маржа OIBDA составила 47%).
Возрастание доли малоговорящих абонентов привело к дальнейшему ослаблению ARPU в течение квартала. Кроме того, в Украине действовали те же сезонные факторы, что и в России. На снижение ARPU также повлияла акция по привлечению абонентов, в рамках которой абонентам были предложены бесплатные внутрисетевые звонки на пять определенных номеров. Данная акция была осуществлена в ответ на аналогичные действия конкурента, предпринятые в сентябре 2004 года.
На операционную эффективность МТС в Украине в первом квартале 2005 года неблагоприятно повлиял ряд издержек, имеющих исключительный характер.
В соответствие с новым законом «О государственном бюджете Украины на 2005 год», вступившем в силу с 1 января 2005 года, не производится возврат налога на добавленную стоимость (НДС) с товаров, проданных ниже себестоимости. Поэтому компания не смогла осуществить возврат НДС с дотируемых телефонов. Хотя данная норма была отменена с 1 марта 2005 года, для МТС себестоимость телефонов в первом квартале возросла на $3 млн. Эти дополнительные издержки отражены в возросшем показателе SAC.
В первом квартале МТС создала резерв в размере $2,3 млн. для того, чтобы выполнить еще одно положение закона «О государственном бюджете», которое гласит, что взнос мобильного оператора в Пенсионный фонд должен облагаться НДС. Компания вместе с другими участниками рынка оспаривает применимость данной нормы; окончательной ясности по данному вопросу пока нет.
В первом квартале 2005 года МТС продолжила испытывать трудности со сбором платежей от некоторых дилеров в Украине, что выразилось в необходимости создания дополнительного резерва под сомнительную задолженность за данный период в размере $3,3 млн. Финансовые трудности ряда дилеров и их неспособность выполнить свои обязательства перед МТС стали следствием банковского кризиса в конце 2004 года. С тех пор компания пересмотрела свою кредитную политику по отношению к дилерам и изучает возможности исключения риска неплатежей дилеров. Также компания предприняла все необходимые шаги по возвращению задолженности дилеров.
Операции МТС в Узбекистане
Вклад операций на узбекском рынке в консолидированную выручку МТС за первый квартал 2005 года составил $17,5 млн., в OIBDA – $9,7 млн. (уровень маржи OIBDA составил 56%) и в чистую прибыль – $3,0 млн. ARPU в Узбекистане в первом квартале составил $16,8.