Нынешний, 2018 год идет к концу. Он отмечен целым рядом громких юбилеев, в основном политических: 100-летие начала Гражданской войны в России, 50-летие Пражской весны, 20-летие дефолта в новой России…
Но вот один юбилей прошел совершенно незаметно, никто о нем практически не вспоминал, хотя он сыграл довольно большую роль в том, что перестроечный СССР, а в дальнейшем и Россия встали на путь технического прогресса в современном для того периода понимании.
Об этом пишет Юрий Кузьмин, издатель, член Союза журналистов России, награждённый почетным знаком «300 лет российской журналистики». Он — один из основателей Союза переводчиков России, был его секретарем и членом правления. Действительный член Международной академии менеджмента, учрежденной Международным союзом экономистов и Вольным экономическим обществом. В рейтингах «DATOR Top100» в 1994, 1995, 1996 и 1997 годах Юрий Кузьмин назывался одной из наиболее авторитетных личностей компьютерного бизнеса России. Считается одним из основоположников компьютерной журналистики в России. Он вспоминает:
30 лет назад появилось то, что мы в дальнейшем стали называть «компьютерные журналы», «компьютерная пресса» и «компьютерная журналистика». Вряд ли вы будете отрицать, что это имело немалое значение для развития нашей страны.
Нет, нельзя сказать, что до этого в нашей периодической печати ничего не было о вычислительной технике, программировании и смежных отраслях. Вот лишь некоторые журналы того времени: «Программирование», Микропроцессорные средства и системы», «Программные продукты и системы», «Вычислительная техника и ее применение», «Информатика и ее применения», «Информационные технологии и вычислительные системы», «Системы и средства информатики», «Системное программирование», наконец, такой «патриарх», как журнал «Автоматика и телемеханика», выходящий до сих пор аж с 1936 года. Некоторые из них исчезли, некоторые живут до сих пор, дай им бог здоровья.
Но, по большому счету, они не были журналами в журналистском, медийном смысле. Скорее, это были академические, вузовские, отраслевые сборники статей, которые были, конечно, важны, но все-таки только для специалистов.
Компьютерный же журнал – это журнал о жизни: жизни компьютеров, жизни людей среди компьютеров… в общем, жизни в мире, неотъемлемым атрибутом которого являются компьютер и все, что ему сопутствует.
И вот такие журналы на Западе уже были, а у нас пока нет.
Я в то время работал в знаменитом издательстве переводной научно-технической литературы «Мир». Сначала в журнале «Электроника» (амер. Electronics), одном из самых популярных тогда среди наших электронщиков и, как теперь говорят, айтишников. (Само название журнала, который начал выходить в Штатах с 1930 года, дало название всей отрасли – электроника.) Как раз в нем и были элементы этой самой жизни в мире компьютеров, очень живые статьи не только о технике, но и политике, экономике, быте, связанными с электроникой и вычислительной техникой.
К 1988 году я уже стал заведующим редакцией книг по электронике, но все редакции были там рядом и все продолжали сотрудничать друг с другом.
Это было время, кто его помнит, быстрого развития разных кооперативов, совместных предприятий и других примет перестроечного времени в Союзе. Не оказалось в хвосте и наше издательство благодаря своему динамичному директору В. П. Карцеву, профессору, известному писателю и историку науки. У нас появились небольшое советско-американское «околоиздательское» предприятие и ряд совместных проектов с зарубежными компаниями. Весной 1988 года к нам обратился австрийский издатель и политик Рудольф Боманн и предложил выпустить компьютерный журнал на базе его изданий, выпускаемых фирмой Bohmann Druck und Verlag GmbH.
Директор пригласил меня, поскольку я был «молодым да ранним» — считался одним из самых продвинутых, как теперь говорят, редакторов и переводчиков по компьютерной тематике, и спросил, можем ли мы сделать такой журнал. Я подумал и решил, что, чего там, сделаем. Правда, журналы Боманна были немецкоязычные, а переводчики наши в основном с английского. Поэтому к выпуску я привлек известного уже тогда немецкого переводчика, а в дальнейшем организатора переводческих фирм Бориса Зайчика.
Вот так мы втроем (третьим был Д. Г. Зайдин, талантливый переводчик, в том числе синхронист, главный редактор мировского журнала ТИИЭР и, по совместительству, руководитель новейшего тогда фотонаборного центра Compugraphic, на котором и был подготовлен к печати журнал, а печатался он в типографии Боманна в Австрии).
Над названием мы думали недолго и, ничтоже сумняшеся, назвали его модным словом «Интерфейс». Он вышел к лету 1988 года и стал первым компьютерным журналом в СССР. Со мной кто-то может поспорить, но это так – слегка пафосно, но мы были первыми. Судьба «Интерфейса» не сложилась: Боманн требовал, чтобы мы собирали рекламу для финансирования дальнейшего его выпуска, мы не умели этого тогда делать, денег не было, потому что в планах издательства этого журнала не было. В результате Боманн договорился о выпуске журнала в издательстве «Юридическая литература», а поскольку это издательство было непрофильным, хотя и очень хотело быть на гребне прогресса, оно выпустило несколько номеров до 1992 года, после чего журнал прекратил свое существование.
Но, как вы понимаете, не только издательство «Мир» интересовалось этим направлением.
И самый в то время масштабный проект в области компьютерной прессы подготовило издательство «Радио и связь». Было создано совместное советско-американское предприятие этого издательства и всемирной издательско-информационной корпорации IDG (International Data Group), выпускавшей десятки компьютерных журналов и газет по всему миру.
Конечно, к проекту было причастно не только «Радио и связь». В то время предприятие такого рода не могло появиться и функционировать без поддержки властных структур: оно действовало под эгидой Госкомитета СССР по науке и технике, Госкомиздата, Академии наук СССР, его поддерживали тогдашний чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и основатель СП «Параграф» Степан Пачиков. «Параграф» стал впоследствии знаменит благодаря работавшему там целому созвездию лучших программистов Е.Веселову, А.Чижову, А.Борковскому и др.
Журнал (точнее, тогда он назывался сборником — категорию «журнал» в то время присваивали чуть ли не на уровне правительства) назвали «В мире персональных компьютеров». И это была «бомба». За ним стояли в очередях, брали друг у друга с рук, копировали (насколько это тогда было возможно). В общем, вокруг него был настоящий ажиотаж. Редактором первого выпуска был известный технический журналист, главред популярного тогда журнала «Зарубежная радиоэлектроника» Михаил Размахнин, вообще очень эрудированный и разносторонний человек, поэт и бард (он, к сожалению, довольно рано ушел из жизни, в 2001 году).
Первый его номер вышел в начале осени 1988 года. И, как видите, наш «Интерфейс» все-таки действительно был первым, вышедшим месяца на четыре раньше, правда, не столь заметным.
Следующий номер «В мире персональных компьютеров» вышел к концу 1988 года. Его редакторами были известный в то время компьютерный специалист Б. В. Кузьмин (мне не родственник), И. В. Емелин и О. В. Толкачева.
А дальше начались сбои. Я не могу претендовать на полное знание ситуации, поскольку не был в числе организаторов проекта, но, насколько я знаю, примерно происходило следующее: по условиям соглашения с IDG, должно было выходить шесть номеров журнала в год, включая первый, неполный год, а к середине 1989 года вышло всего три номера, и дальнейшая перспектива не просматривалась.
У номера, вышедшего в 1989-м, уже было новое название, «Мир ПК» (IDG потребовала, чтобы название больше соответствовало его американскому аналогу, PC World, естественно, с принятым в русском языке порядком слов), появилось приложение – газета новостей «ПК-Экспресс», среди редакторов появился будущий мой соратник по многим проектам Анатолий Эйдес, электронщик и компьютерщик, бард и, вообще, разносторонний человек, карьера которого с конца 80-х годов развивалась в медиабизнесе.
И все равно дела шли не по плану. В результате, насколько я знаю (правда, не претендую на абсолютное знание — если что, пусть старшие товарищи меня поправят), глава IDG Патрик Макговерн потребовал, чтобы наладили регулярный выпуск в соответствии с условиями, иначе он выйдет из СП.
После этого произошли серьезные административные изменения: было организовано полноценное СП «Информэйшн Компьютер Энтерпрайз (ICE), правда, с теми же учредителями, но с управлением в лице сотрудников Госкомиздата и ГКНТ Б. Д. Антонюка (председатель правления), будущего руководителя «Космической связи» и замминистра связи (Борис, если где-то ошибся, поправь меня), М. Ю. Володарского (гендиректор), Д. С. Бадалова (исполнительный директор) и др.
Дмитрий Бадалов был тогда сотрудником Госкомиздата, курировавшим издательство «Мир». Он, собственно, поконсультировавшись с нашим руководством, и пригласил меня собрать коллектив, чтобы наладить регулярный выпуск «Мира ПК». Поэтому его я могу по праву считать, если можно так выразиться, крестным отцом нашей редакции. Сначала я делал пару номеров (и первый из них был №4 за 1989 год), еще работая в издательстве «Мир», а уже с конца 1989 года перешел на постоянную работу в ICE в качестве главного редактора, а через год и директора журнала «Мир ПК». Собрал редакцию, в которую вошли лучшие наши переводчики-внештатники (в смысле, в издательстве «Мир») – Александр Зильберман (после моего ухода из ICE он стал главным редактором), в начале 1990 года пришел Рубен Герр, работавший на ВЦ Института элементоорганических соединений АН СССР и одновременно внештатный переводчик мировского журнала «Приборы для научных исследований», Михаил Новиков, редактор из издательства «Металлургия» (Миша, если я ошибаюсь, дай мне знать), которого пригласил Д. С. Бадалов, наши верстальщицы и технические редакторы. Коллектив был небольшой, но продуктивный и самоотверженный, работать приходилось иногда даже ночью. Много делали внештатные переводчики, сотрудничавшие со мной еще в издательстве «Мир». И мы добились того, что журнал вошел в требуемый ритм, и все стабилизировалось.
К тому времени «Мир ПК» уже не был единственным компьютерным журналом: со второй половины 1989 года начал выходить «КомпьютерПресс», который организовал Борис Молчанов сотоварищи, Анатолий Эйдес стал выпускать журнал «Интеркомпьютер» (правда выходил он пару лет, потом ему наследовала русская версия Dr. Dobb’s Journal, но уже, насколько я помню, без Эйдеса). Году в 1992-м кое-что делавший для «Мира ПК» Дмитрий Мендрелюк, тогда еще очень молодой сотрудник Московской товарной биржи, которая находилась с нами в одном здании на ВДНХ, организовал сначала газету, а потом и журнал «Компьютерра», которая породила целое новое направление в компьютерной журналистике.
Мы, в свою очередь, тоже выпускали целый спектр приложений: газету «ПК-Экспресс» — в дальнейшем «Компьютер-Экспресс», новостной бюллетень «Прямая связь», бюллетень «Сети» (его инициировал и редактировал известный специалист Владимир Иванович Дрожжинов – его, к сожалению, уже нет с нами), превратившийся потом в полноценный журнал. Сделали пару номеров журнала «Мир САПР» по заказу СП «Параллель» по материалам известной корпорации Autodesk. Выпустили несколько брошюр «Библиотечки Мира ПК».
Потом как-то так получилось, что единоличным «командиром» ICE стал Борис Антонюк, он инициировал выпуск русскоязычной версии еще одного издания IDG – газеты Сomputerworld (первого и любимого детища Патрика Макговерна), которая, надо сказать, выходит до сих пор в издательстве «Открытые системы». В этом ему помог Григорий Рафаилович Громов, исследователь тенденций развития IT-индустрии и автор ряда книг, из НИВЦ АН СССР, который, в свою очередь, пригласил главным редактором известного компьютерного специалиста Эдуарда Пройдакова (Эдик, все ли правильно?). Эдуард потом был и главным в Мире ПК, и основателем и опять же главным редактором PC Week (правда, уже в СК Пресс).
По моему ощущению, «Мир ПК» как-то отошел на второй план (может, я и ошибался), и мне там стало несколько неуютно. Да и вообще, я в то время искал новые приложения своих сил.
В начале 1991 года на меня вышел Вадим Чвертко, бывший сотрудник Бориса Молчанова в «КомпьютерПрессе», теперь ставший директором нового, еще никому не известного издательства SK Verlag, и предложил мне должность главного редактора русской (тогда еще советской) версии еще одного крупнейшего американского компьютерного журнала PC Magazine (пожалуй, покрупнее, чем PC World) корпорации Ziff-Davis. Права на издание приобрели братья Александр Канн и Игорь Шляйгер, бывшие наши граждане, а теперь американский (Канн) и немецкий (Шляйгер), издательство, как я понимаю, было первоначально зарегистрировано в Германии, поэтому и Verlag. А SK значит Schleiger (Шляйгер) – Kann (Канн). Теперь оно уже давно СК Пресс, и никто не помнит, что такое СК.
Ну, я, конечно, как юный пионер, был готов – опять организовать новую редакцию, начать новое дело. Со мной из «Мира ПК» сначала ушел Рубен Герр (надо сказать, что он потом проработал в СК Пресс 27 лет, почти до нынешнего момента), затем присоединился Илья Липкин, ушедший, как и Чвертко, из «КомпьютерПресса», ну и, как обычно, младший редакционный персонал. Уже позже к нам присоединился в качестве научного редактора Леонид Абрамович Теплицкий, крупнейший «мировский» переводчик по вычислительной технике, лауреат Госпремии, зам. главного конструктора завода «САМ». Он после моего ухода из PC Magazine стал сначала главным редактором журнала, а потом и генеральным директором издательства, коим и остается до сих пор, несмотря на солидный возраст.
Я, как мне не привыкать, запустил журнал, организовал и поставил на рельсы редакцию и пошел дальше (о причинах рассказывать неинтересно). После пары лет блужданий, в 1994 году организовал издательство «Бизнес и компьютер», теперь «Профи-Пресс», начавшим деятельность с опять же, по сути, компьютерного журнала «Банковские технологии» и продолжившим уже на более широких медийных просторах. Но это уже совсем другая история.
SK Verlag продолжило и расширило свою деятельность: на смену Канну (перешедшему на должность представителя Compaq в России) пришел его друг и согражданин Евгений Адлеров, возглавляющий издательство до сих пор. Руководителем маркетинга перешел из «Мира ПК» Александр Зильберман – в середине 2000-х он скоропостижно скончался, царство ему небесное). Появились новые издания, и первое из них — PC Week опять же корпорации Ziff-Davis, которое организовал и много лет возглавлял уже упомянутый Эдуард Пройдаков. Но и это уже другая история.
Вся эта несколько сумбурная история привела к тому, что ряд агентств и источников стали называть меня «основателем» компьютерной прессы и «отцом» компьютерной журналистики. Это, конечно, определенное преувеличение, но и совсем отказываться от такого звания я не буду. Конечно, люди, из которых я собирал свои редакции, были уже состоявшимися, знавшими порой больше меня специалистами, и учить их мне, в общем-то, было незачем. Но, чего не отнимешь, я направил их по пути, который стал основным делом их жизни, достаточно эффективно для того времени построил редакционный процесс, способствовал выделению компьютерной журналистики в отдельную сферу медиапроцесса. А многие из этих людей, в свою очередь, воспитали себе смену, создали свои школы компьютерной журналистики.
Почему же 30-летие компьютерной прессы и компьютерной журналистики, во-первых, прошло практически незамеченным и, во-вторых, с оттенком грусти?
А потому что с начала 2010-х годов кризис печатной сферы СМИ в первую очередь ударил по компьютерным изданиям. С первых лет десятилетия закрылись такие «киты», как «КомпьютерПресс», «Компьютерра», в 2016-м – «Мир ПК», а в этом году — PC Magazine, ушло множество более мелких изданий.
Да, грустно. Но жизнь есть жизнь. И что важно, компьютерная пресса уходит, но уходит не в небытие, а в интернет. А, значит, компьютерная, а теперь, скорее, IT- или даже HighTech-журналистика жива и развивается.
А это означает, что наше дело, дело тех, кто в конце 80-х – начале 90-х создавали это новое направление, не пропало втуне, а просто перешло в другое качество и на другой уровень.
Коллеги, с юбилеем вас!