ERP и облака

ИИ и агрохимия будущего

«ЕвроХим» – один из наиболее быстро развивающихся крупных производителей удобрений. Компания планирует войти в пятерку мировых лидеров по объему производства в течение следующих трех лет.

Как проекты цифровой трансформации помогают в достижении этой амбициозной цели, каков ROI от внедрения ERP-системы OracleE-Business Suite, какие ноу-хау крупнейшая агрохимическая компания тиражирует на зарубежные активы и что такое цифровое управление агрохимией будущего, рассказал Владимир Чибисов, директор по информационным технологиям компании «ЕвроХим».

— Насколько цифровая трансформация стала трендом в агрохимии?

— Отрасль очень выросла, увеличился масштаб и структура организаций, и для повышения производительности труда не видится других источников кроме цифровой трансформации, которая должна поднять агрохимическую промышленность и вывести ее на новые рубежи. Должны появиться новые индустриальные стандарты, новое качество, новые услуги. Население растет, объемы спроса и производства с/х продукции повышаются, и все это необходимо поддержать.

— Идете ли вы по пути цифровой трансформации, и если да, то в каком направлении?

— Да, мы активно участвуем в этом процессе. Сейчас цифра стала тем ресурсом, в котором содержится вся дополнительная возможность по повышению производительности труда. «ЕвроХим» очень бурно развивался последние годы и превратился в масштабную сетевую организацию, которая работает не только на территории России. Компания привлекает смежников: у кого-то есть своя логистика, и он нам предлагает услуги, кто-то участвует в хранении продукции, кто-то — в складировании, кто-то занимается дистрибуцией. В результате всего этого «ЕвроХим» расширяется и переходит на новый уровень.

Что касается программных продуктов, то нам нужно решить две задачи: обеспечить близость к клиентам и поддержать массовое агрохимическое производство. Таким образом, получается сочетание персонализированных и типовых решений. Поэтому мы и занимаемся цифровой трансформацией, чтобы объединить эти два типа программных технологий и предоставить их в тех точках роста, где они необходимы для растущей компании.

— Что, на ваш взгляд, обеспечит качественное повышение эффективности производства?

— Это цифровая трансформация и использование данных в тех точках, где принимаются решения, где выпускается продукция, где обеспечивается новое качество и новый объем производства. ИТ-службы должны предложить новые решения. Есть надежда и на стратапы, на новых людей с новыми идеями, что это будут свежие решения, которые изменят отрасль. Телеком, розница уже получили решения в новых условиях, а агрохимическая сфера еще нуждается в этом. Но мы надеемся, что произойдут изменения и разработчики создадут новые средства, процессы производства и управления.

К сожалению, сейчас не все, что нужно агрохимическому бизнесу можно найти на рынке, поэтому какие-то технологические решения мы делаем сами. Так, у нас родилась технология управления жизненным циклом процессной модели. Суть в том, что процесс управления или учета, который сопровождает рабочий процесс, нужно и можно в необходимых точках разделить и передать в него новые данные для того, чтобы просчитать сценарии и перенастроить процесс уже на новые оптимизированные решения. Получается, что жизненная модель операционной деятельности изменяется, становится дробной и участвует в процессе создания новых ценностей. Это, на наш взгляд, обеспечит повышение эффективности. В таком подходе должны использоваться новые методы оптимизации с использованием искусственного интеллекта и интернета вещей, которые позволят по-новому учитывать показатели и оптимизировать их прямо на ходу, в тот момент, когда это необходимо. Здесь и заложены резервы повышения производительности труда и та отдача от цифровизации, которую все ожидают.

— «ЕвроХим» известен как наиболее прогрессивный производственный холдинг, где 10% персонала работают в едином информационном пространстве Oracle E-Business Suite. Каковы полученные результаты?

— Мы имеем возможность с помощью Oracle E-Business Suite заниматься повышением эффективности операционной модели и реализовывать инициативы, имеющие потенциал. Мы автоматизируем процессы от заказа до поставки, включая многоуровневое планирование, управление цепью поставок, производство, управление запасами, сбыт, управление финансами и персоналом.

Это система с богатой функциональностью, интегрированная и очень гибкая. Она позволила нам использовать процессы так, как мы считаем лучше для бизнеса, и плюс к этому получить отдачу от наших инноваций, тех ноу-хау, которые дают нам дополнительные преимущества.

В частности, мы создали такое средство как органайзер продаж, который объединяет информацию по различным сделкам: все первичные данные, производственные и те индикативные показатели, которые показывают, насколько эффективна наша деятельность, какую прибыль и маржу мы собираемся получить от операции. В системе происходит согласование всех необходимых действий. По ходу выполнения операции мы получаем из первичных данных все ее аспекты и видим, как развиваются события, можем остановить процедуры и не допустить неэффективных операций. Это очень удобно и повышает эффективность работы производственников, логистов и менеджеров по продажам.

Если мы имеем традиционную ERP-систему, то имеем все точки, все элементарные события в качестве одинаковых компонент, которые отличаются только своими показателями: цена, какие средства были получены, какой товар был отгружен. В том варианте, о котором я говорю, когда мы успеваем в режиме онлайн «нанизать» всю информацию на ряд происходящих событий, мы получаем дополнительные координаты об этих элементарных точках. У нас введена дополнительная цветовая шкала. Мы видим, благодаря чему у нас достигнуты те или иные результаты: за счет себестоимости, производительности труда, логистических операций, операций по продажам. В итоге у нас высвобождаются дополнительные ресурсы в каждой элементарной операции.

Мы сумели таким образом сформировать единое информационное поле, объединить данные вокруг этих операций и предоставить информацию пользователям в момент принятия решений. Не за истекший период, когда уже ничего изменить нельзя, а именно в режиме онлайн, когда решение принимается. Вот это мы и называем эффектом от цифровой трансформации, которым мы гордимся и уже используем.

— Каких бизнес-процессов в больше степени касаются ваши инновации?

— На данный момент это охватывает половину наших процессов – «низко висящие плоды» — то, что связано с прибылью и эффективностью. Но принцип общий — мы можем использовать наше ноу-хау в любом процессе.

— Какие-то цифровые показатели вы можете привести?

— У нас имеются подтвержденные оценки прямого эффекта от внедрения решений цифровой трансформации, и они достаточно внушительные. Мы выделяем три составляющих прямого экономического эффекта: увеличение маржинальности продаж, сокращение издержек на неэффективных  и дублирующихся  операциях, а также сокращение потребных оборотных средств по функциональным направлениям бизнеса.   Парадоксальность ситуации заключается в том, что раз достигнутый  через цифровую трансформацию экономический эффект сразу становится нормой — поэтому не получается почивать на лаврах.  Благо, что имеется еще много до поры  скрытых резервов и возможностей их реализации через механизм цифровой трансформации.

Кроме обеспечения явного финансового эффекта цифровая трансформация приводит к явному росту авторитета ИТ в компании, что связано с улучшением качественных характеристик новых бизнес-процессов: они становятся более удобными, ясными и прозрачными, существенно меньше времени тратится на согласования (иногда на порядок), а принимаемые решения максимально обоснованы в плане объема учитываемых обстоятельств и исторических факторов.

— Каков сегодня ИТ-ландшафт ЕвроХима? Как он меняется в связи с изменениями требований рынка?

— Мы гордимся, что основные бизнес-процессы, построенные службами ИТ с функциональными подразделениями, тиражируются на приобретаемые нами активы по всему миру. География деятельности «ЕвроХима» – 35 стран. У нас сложный учет, сложная выплата заработной платы, законодательство, в том числе, в сфере защиты персональных данных. Мы внедряем наши процессы на зарубежных активах. Не во всех компаниях это получается, потому что за рубежом все-таки более продвинутое производство. Но те эффективные решения, которые мы нашли внедрены и за рубежом.

У нас есть офицеры по GDPR, они входят в ИТ-департамент. Они прошли необходимое обучение и взаимодействуют с местными органами в странах европейского союза, решают все вопросы на местах, представляют наши решения.

— Какие «горячие» технологические тренды – облака, искусственный интеллект, интернет-вещей, Big Data – вы уже используете в бизнесе?

— В облако мы ушли полностью. Вся наша архитектура напоминает облачную. У нас используются элементы искусственного интеллекта и Big Data. Здесь мы работаем плотно, поэтому мы имеем представление, какие технологии могут поддержать большие данные, а какие неэффективны.

Мы вводим метрики оценки влияния автоматизации на эффективность бизнеса. Ведем статистику, сколько было не совсем удачных проектов в силу того, что организационно не нашли соприкосновение бизнес и ИТ. Хотим этого избежать, поэтому ищем своих проводников ИТ-решений в производственные процессы, чтобы они могли донести доходчиво до бизнес-пользователей, что же мы хотим, и получить от них, что они ожидают от ИТ.

Мы понимаем, что есть такой этап, как сращивание бизнес-заказчиков с разработчиками, и уделяем особое внимание тому, чтобы появились новые формы взаимодействия этих двух типов сотрудников. Мы надеемся, что у нас появится новая более эффективная схема, когда мы сможем понимать потребности людей еще глубже и отражать их на новых технологиях. Хотим защитить вложения: это должны быть не просто какие-то решения, о которых завтра забудут, а те, которые будут востребованы.

— Видите ли вы какие-то направления в «ЕвроХиме» для применения автономной базы данных Oracle?

— И новая версия базы данных Oracle, и версия автономного хранилища данных восприняты нами позитивно, мы планируем свои аналитические и традиционные решения по хранению данных объединить в рамках этих новых технологий.

— Как давно вы работаете в «ЕвроХиме»? Сколько сотрудников в ИТ-департаменте под вашим подчинением?

— Более 13 лет. И коллектив у нас спаянный, многие сотрудники работают давно. Но есть и привлеченные в последнее время, очень квалифицированные. Мы искали их по рынку по всему миру.

У нас и промышленная связь, и администрирование систем, и разработка, и архитектура – всего около 300 человек. Это не так много для такой большой компании, как «ЕвроХим». Но все находятся в едином информационном пространстве — удаленно работают над проблемами, подключаются, когда надо, компетенции распределены по местам — мы справляемся.

— В чем на, ваш взгляд, заключается главная задача агрохимии будущего с точки зрения ИТ?

— Жизнь людей, их питание и производство сельхозхимии тесно переплетаются. Люди будущего должны иметь ясное представление о том, что же попадает к ним в виде продуктов питания.

Для того, чтобы растения воспроизводились, используется многое из того, что было наработано в предыдущем столетии. Нас не всегда это устраивает, земля истощается, и в этот момент нужно обеспечить людей качественной сельхозхимией. И мне кажется, что мир должен стать более открытым. Мы все, граждане, должны получать полную информацию о том, что используется при производстве сельхозхимии, что именно эти компоненты необходимы на тех почвах, на которых растут растения – это все должно быть в едином информационном пространстве. И поэтому компьютерные средства, которые используются в таких производственных гигантах как «ЕвроХим», должны быть открыты и для дистрибьюторов, и для конечных покупателей, и для аграриев. Когда такие системы создадутся, они и станут системами будущего.

Плюс к тому же, должны быть, возможности «расщеплять» эти процессы: в тот момент, когда где-то для какой-то сельхозпродукции потребуется измененное производство и измененные компоненты – это должно быть обеспечено. Если мы или другой производитель «разошьет» свой производственный и учетный процесс и сумеет дополнить новыми компонентами — тогда это будет решение. Должны быть не костные процессы, которые идут с прошлого века, а динамические, которые способствуют удовлетворению потребностей конечного заказчика. И ИТ в этом успешно участвуют.

Источник: блог  Oracle

 

Похожие записи