19 июня 2006 г. компания IBS первой из российских ИТ-компаний получила высокую оценку своей работы от TeleManagement Forum (TM Форум). TM Форум — это международная организация, разрабатывающая новые стандарты и методологии проектирования и развития OSS/BSS для телекоммуникационного рынка. ТМ Форум оценил ряд решений IBS, в которых были использованы наработки и методы, предложенные экспертами TM Форума. Особенный интерес вызвала разработанная IBS система СОМАП (Система Обнаружения Мошенничества и Анализа Потерь доходов оператора), которая была представлена в качестве best-practice международного уровня.
IBS является членом ТМ Форума и более трех лет применяет в своей работе его документы. При разработке СОМАП были использованы основные методологические материалы ТМ Форума в части анализа бизнес-процессов заказчика с применением карты eTOM (The enhanced Telecom Operation Map) и общих подходов и рекомендаций к гарантированию доходов оператора связи. В основу системы заложен опыт, полученный в процессе реализации проекта по аудиту потерь доходов оператора связи. Глубокие экспертные знания специалистов IBS в области телекоммуникаций позволили перенести на практику большое количество приемов и методов, предложенных TM Форумом, в частности, реализовать реактивный подход в виде многоуровневого анализа исторических данных о потреблении услуг заказчика.
Возможны три подхода к организации процесса гарантирования подхода, это – ретроспективный анализ данных (реактивный подход), активный анализ в реальном времени, проактивный анализ и предотвращение. Большинство операторов применяют реактивный подход к гарантированию доходов. При проактивном подходе на основе периодического аудита цепочки формирования дохода осуществляется идентификация проблемных областей, производится вычисление уже нанесенного ущерба и предпринимаются действия по возврату «потерь» и предотвращению их повторного проявления в будущем.
Пилотное внедрение решения осуществлено в одном из крупнейших российских операторов связи – компании «Уралсвязьинформ».
После длительного анализа в качестве программной платформы для построения системы была выбрана линейка продуктов Microsoft. Для построения аппаратной части были использованы решения IBM (сервера, дисковая подсистема для хранения большого объема данных и т.д.). Совместная работа IBS, Microsoft и IBM позволила предложить заказчику решение с оптимальным сочетанием стоимости и производительности, при этом был достигнут высокий уровень надежности системы в целом.
СОМАП – это система активного мониторинга потерь доходов. В настоящий момент проводятся работы по реализации проактивных механизмов выявления потерь – акценты должны сместиться от мониторинга текущей ситуации к прогнозированию будущих проблем для предотвращения их возможных проявлений.
Взаимодействуя с имеющимися информационными системами, СОМАП выполняет поиск искажений в данных, обнаруживает факты мошеннических действий, и, как результат, предоставляет мощный инструмент для анализа поведения абонентов и партнеров, а также сценариев несанкционированного использования сетевых ресурсов.
Комментарий Сергея Александрова, директора Центра телекоммуникационных решений IBS: «Мы проделали огромную работу, результаты которой были предоставлены для оценки, со стороны TM Форума была создана группа экспертов, которые анализировали наше предложение по внутренним критериям. Их высокая оценка стала для нас важным подтверждением на международном уровне качества нашей работы и серьезным вкладом в дальнейшее развитие практики».
Теперь IBS фигурирует в числе международных экспертов, предлагающих решения для телекоммуникационных компаний.
Описание решения опубликовано на сайте ТМ Форума, упоминается в документе TMForum Case Study Handbook: 35 Real-World Solutions Using TMForum Standarts и было использовано для проведения интерактивной презентации «Success Stories: How NGOSS is Being put to Work Today».