Гибридное облако дает клиентам больше свободы выбора
Кто такие «цифровые аборигены», и почему они быстрее остальных осваивают инновационные ИТ-продукты?
О развитии облачных технологий, аппаратных систем и роботизированных СУБД в России и в мире, а также о смысле цифровой трансформации во время визита в Москву поделился Чонг Хенг Хан (Chung Heng Han), Старший Вице-президент Oracle Systems в регионах ЕМЕА, APAC и Японии.
Как меняется глобальная стратегия развития Oracle и стратегия развития именно в России?
Начнем с глобальной стратегии. Для Oracle она состоит в том, чтобы ускорить переход в облако, завоевать известность в качестве поставщика современных технологий, рассчитанных на внедрение в облаке, — поставщика, готового к будущему.
Если говорить о нашей стратегии в отношении продуктов, то она делится на два направления — программное обеспечение и системы. При этом мы работаем над тем, чтобы подготовить все наши фундаментальные технологии для облака, то есть к тому моменту, когда клиенты пожелают перейти в облако. В то же время мы поддерживаем и локальные внедрения (on-premise), поскольку это по-прежнему нужно клиентам.
Что касается технологий и ПО, наша стратегия состоит в переносе алгоритмов непосредственно в СУБД. В условиях новой цифровой экономики стремительно растет применение средств искусственного интеллекта и машинного обучения, основа которых — это обработка больших объемов данных, для чего требуется высокая производительность соответствующих систем. А встраивая алгоритмы в СУБД, мы существенно повышаем скорость решения задач машинного обучения и аналитики. Следующее направление — это развитие мультиарендных архитектур и автономных СУБД.
Чонг Хенг Хан: Глобальная стратегия Oracle — ускорить переход в облако
При этом мы отличаемся от остальных вендоров тем, что обеспечиваем исключительно быстрое выполнение рабочих нагрузок СУБД за счет интеграции вычислительных мощностей, сетевых компонентов и хранилища с функционалом самой базой данных. Как следствие, наши аппаратные системы демонстрируют высочайшую производительность при выполнении рабочих нагрузок.
Наша задача — обеспечить максимальную эффективность наших программных продуктов и систем, на которых работает СУБД Oracle. При этом и то, и другое строится на базе современной архитектуры, рассчитанной на облако, но в то же время мы поддерживаем адаптивные предприятия, которым нужно часть рабочих нагрузок выполнять локально.
Если говорить о России, у нас, как у глобальной компании, во всех странах одинаковая стратегия, и есть тактика, обусловленная региональными особенностями. В любом случае мы предоставляем клиентам выбор, позволяя развертывать приложения как в облаке, так и локально: они могут пользоваться собственным дата-центром, гибридным облаком или мультиоблачной средой. При этом среди облачных поставщиков только Oracle предоставляет возможность использовать публичные облачные сервисы в ЦОД клиента по модели Cloud at Customer («облако у клиента»).
Действуя в русле развития экономики данных, Oracle самостоятельно предлагает облачные решения, в том числе инфраструктуру (IaaS), ПО (SaaS) и платформу (PaaS) в виде сервиса. Даже наше оборудование мы можем предложить как для локального использования, так и в форме облачного сервиса. Иными словами, мы проектируем решения так, чтобы обеспечить клиентам максимальную гибкость и возможность развертывать их так, как им нужно.
Чонг Хенг Хан: В условиях новой цифровой экономики стремительно растет применение средств искусственного интеллекта и машинного обучения
С другой стороны, Россия, как часть EMEA для нас, — действительно очень важный, приоритетный рынок, в который мы уже вложили немалые инвестиции и продолжаем это делать. Я бы назвал Россию развивающимся рынком, еще не достигшим всей зрелости и поэтом весьма перспективным для нас с точки зрения роста продаж оборудования. В России еще немало компаний, которые только вступают на путь цифровой трансформации, и мы оказываем им содействие, помогая переходить на цифровую экономическую модель.
Таким образом, Россия — весьма важный для нас рынок, которому, мы уверены, предстоит интенсивный рост.
Некоторые зарубежные вендоры выражают разочарование в связи с тем, что Россия переходит в облако не так быстро, как они рассчитывали. По вашему мнению, почему не оправдываются ожидания иностранных поставщиков относительно темпов облачной миграции?
Это зависит от особенностей рынка, характера рабочих нагрузок, отрасли, многих факторов. Важно понимать, что облако — это прежде всего платформа, позволяющая быстро развертывать системы, соответственно, облачные сервисы быстрее всех осваиваются «цифровыми аборигенами», теми, кто не имеет багажа унаследованных систем. Пример — Китай, где, как и в России, — развивающаяся экономика. Там нет крупных инвестиций в старые технологии, поэтому в Китае быстро внедряются облачные сервисы. То же касается стартапов. Не имея больших финансовых возможностей, такие компании с самого начала работают в облаке, что позволяет очень быстро внедрять системы, прежде доступные только крупным корпорациям. Еще пример — онлайн-ритейлеры: вы можете просто купить готовое облачное приложение и запустить интернет-магазин.
Если же говорить, к примеру, о США, то там огромный объем инвестиций идет в традиционные системы, в локальную инфраструктуру, но в последнее время компании начинают делить рабочие нагрузки между локальной средой и облаком. В частности, новые приложения обычно приобретаются в виде сервиса. Для типовых рабочих нагрузок может применяться IaaS, однако для основных систем часто используется локальная среда, то есть на развитых рынках весьма популярна гибридная модель.
Чонг Хенг Хан: Россия — весьма важный для нас рынок, которому предстоит интенсивный рост
В регионах, где действуют законы о размещении данных в границах страны, на публичные облака есть ограничения — компаниям приходится обрабатывать данные в собственных дата-центрах. В то же время тестирование и разработка, а также приложения, не относящиеся к критически важным, выполняются в облаке, то есть, опять же, речь идет о гибридной среде.
Если десять лет назад основной тенденцией был переход в публичные облака, а пять лет назад — в гибридные, то сегодня главный тренд — мультиоблако, деление рабочих нагрузок одного потребителя между несколькими операторами публичных облаков, для чего необходима соответствующая интеграция. Мультиоблако дает клиентам больше свободы выбора.
Какие продукты, решения и услуги Oracle наиболее популярны в России?
Думаю, что в России компании по-прежнему будут немало инвестировать в инфраструктуру и ее оптимизацию. Так что если компания использует нашу СУБД, я именно на этом буду строить стратегию переговоров относительно продажи новых систем. Сегодня на рынке достаточно поставщиков x86-серверов, которые прекрасно подходят для тех, кому нужно развертывать стандартные архитектуры. Некоторым больше по душе Unix-системы с их большими возможностями в плане вертикального масштабирования. Напомню в этой связи, что у нас есть версия СУБД Oracle для серверов IBM Power, и мы поставляем собственные системы архитектуры SPARC.
Вместе с тем мы предлагаем x86-решение, отличающееся от других, — программно-аппаратный комплекс Exadata, оборудование и ПО которого интегрированы и оптимизированы специально для выполнения рабочих нагрузок СУБД Oracle. Более того, этот комплекс обеспечивает достаточную производительность для задач машинного обучения. Он может заменить 30 или 40 стандартных серверов, причем, если сопоставить совокупную стоимость владения, сравнение будет в пользу Exadata.
Пользователи баз данных по всему миру в восторге от Exadata — ввиду простоты работы с комплексом, простоты обслуживания по сравнению с обычным x86-сервером и так далее. Среди клиентов Oracle Exadata в России — самые крупные банки и компании из телекома, ритейла, госсектора, промышленности, в том числе — Альфа-Банк, «Ашан Ритейл Россия», ВТБ, «Открытие», банк «Санкт-Петербург», Уралсиб, Вымпелком (бренд «Билайн»), «Лента», Московская биржа, «Мегафон», Мосводоканал, торговая сеть «Подружка», «Почта Банк», Россельхозбанк, «Спортмастер», технологическая компания «Центр» (бренд «Столото») и многие другие.
Операции с базой данных выполняются очень быстро, а если нужна дополнительная мощность, вам доступна возможность простого и быстрого масштабирования. Это очень популярная во всем мире система.
Осенью прошла крупнейшая в мире конференция Oracle в Сан-Франциско. Какие новые системы были представлены на Oracle OpenWorld 2019?
Среди наиболее ожидаемых и значимых событий — объявление о доступности сервиса второго поколения Oracle Generation 2 Exadata Cloud at Customer. Предложение «облако Oracle у клиента» предназначено для компаний, которые не могут перенести свои данные в публичное облако из-за требований бизнеса, нормативного регулирования или латентности сети.
В основе Gen 2 Exadata Cloud at Customer — новый комплекс Oracle Exadata X8M. О его выпуске в продажу также объявили на конференции. Exadata X8M объединяет передовые технологии, в том числе — удаленный прямой доступ к памяти через конвергентный Ethernet (RoCE) в качестве высокоскоростной сети с малой задержкой. Благодаря этому наша новинка может обеспечить в 2,5 раза больше операций ввода-вывода и в 10 раз меньшую задержку ввода-вывода по сравнению с предыдущим поколением Exadata.
Как обстоят дела с продажами автономной СУБД Oracle в мире и в России?
Как недавно отметил Ларри Эллисон при объявлении квартальных результатов, в первом квартале 2020-го финансового года добавилось более 500 новых клиентов по облачной базе данных Oracle Autonomous Database. Она, безусловно, будет пользоваться все большим успехом, поскольку это, по сути, — будущее баз данных. Для нее вам не понадобится администратор, она сама себя защищает, устанавливает патчи, обеспечивает безопасность данных, устраняет возникающие проблемы.
Поскольку это облачное решение, его управлением занимается Oracle. И стоит отметить, что автономная база данных тоже работает на Oracle Exadata. Но что касается популярности, приведу аналогию с беспилотным автомобилем. Многие ли сейчас ездят на самоуправляемых машинах? Пока нет, поскольку для этого нужна смена менталитета. Многие предпочли бы самостоятельно держать руль — так и с автономными СУБД: клиенты предпочитают, чтобы администрированием баз данных занимался специалист соответствующей квалификации. Кроме того, опять же, у многих клиентов системы, обслуживающие основные операции, работают локально. Поэтому автономная СУБД, скорее, создана на будущее, когда клиенты решат, что они готовы поручить администраторам СУБД другие, более ценные для компании задачи.
Чонг Хенг Хан: Среди клиентов Oracle Exadata в России — самые крупные банки и компании из телекома, ритейла, госсектора, промышленности
Тем не менее, это решение набирает популярность, в том числе в России, особенно среди инновационных компаний, стартапов и так далее. Остальные со временем, вероятно, начнут применять автономную СУБД для хранилищ данных и, возможно, даже для обработки транзакций, или, быть может, начнут с использования для нужд тестирования и разработки. Таким образом, речь идет о смешанных развертываниях, но именно для этого мы и предлагаем возможность выбора между локальной и облачной средой, а также возможность переноса рабочих нагрузок в дальнейшем.
Чтобы стимулировать использование, на Oracle OpenWorld 2019 мы представили новые облачные бесплатные сервисы Always Free, с помощью которых можно получать практический опыт и исследовать все функциональные возможности автономной базы данных Oracle Autonomous Database и облачной инфраструктуры Oracle Cloud Infrastructure. Так что популярность обязательно придет.
Как развивается понятие «цифровая трансформация»? Что ждет рынок в 2020 году: с точки зрения конкретных технологий, хайпов или вывода с уровня опытной эксплуатации в промышленную?
Цифровая трансформация считается двигателем четвертой промышленной революции. На Всемирном экономическом форуме в числе технологий цифровой трансформации называли блокчейн, ИИ, Интернет вещей и так далее — различные инновации, которые позволяют не просто «оцифровать» компанию, но изменить ее бизнес-модель.
Что касается изменений в значении термина, сегодня для ряда спикеров «цифровая трансформация», к сожалению, превратилась в «модное» маркетинговое слово.
Истинная технология цифровой трансформации характеризуется, прежде всего, способностью очень быстро масштабироваться. Это средства автоматизации, облачные сервисы — все, что позволяет предприятию стать гибким и адаптивным.
Кроме того, сегодня термин «цифровая трансформация» стал синонимом применения цифровых технологий для улучшения обслуживания клиентов («клиентского опыта» — customer experience).
Что касается будущего, технологии, которые станут движущими силами цифровой трансформации, — это ИИ, машинное обучение и 5G. ИИ станет краеугольным камнем преобразований, он будет применяться все шире, в том числе — в медицинских учреждениях, финансовой отрасли, даже в юридической сфере — для обслуживания клиентов, для предоставления рекомендаций по инвестициям, для анализа материалов дел.
Уверен, что ИИ в связке с 5G обеспечат новые механизмы управления информацией, которые изменят будущее технологий и индустрии в целом. На подходе — цифровая экономика, экономика «гиков». Уже сегодня цифровая трансформация и развитие аналитики данных привели к тому, что, например, банки развивают страховой бизнес, а телекоммуникационные операторы создают подразделения банкинга — происходит размывание границ, индустрия в целом преображается, и уже через пять-десять лет полностью изменится.
Источник: Cnews