Издательский дом «Коммерсантъ» и ИТ-компания «Инфосистемы Джет» собрали на конференцию представителей ряда крупных компаний и ИТ-рынка.
Целью было выяснить: рассматривают ли они продолжение дистанционной работы персонала как наиболее эффективное с экономической точки зрения, и какие препятствия стоят на пути к созданию полноценных цифровых рабочих мест.
В онлайн-конференции приняли участие более 3 000 человек. Мероприятие прошло при поддержке компаний Cisco и Citrix.
В ходе конференции дискуссия развернулась между спикерами из Сбербанка, банка Открытие, ВымпелКома, Силовых машин, «Инфосистемы Джет», Cisco и Citrix. Оказалось, что некоторые компании уже не первый год практикуют удаленный формат работы и полностью удовлетворены эффективностью труда сотрудников.
Пандемия помогла изменить психологию работодателей, показать им, что работать удаленно без потери эффективности возможно. И если в 2019 году количество удаленных работников не превышало 4%, то в 2020 году их число достигло уже 28%.
ИТ-директор ПАО «Силовые машины» Владимир Пуляев отметил, что ранее удаленный формат был доступен только руководителям. Первые три недели дистанционной работы были тяжелыми с точки зрения организации, но потом все выстроилось. Консультант по интернет-безопасности Cisco Алексей Лукацкий подчеркнул, что планомерное введение удаленной работы, в отличие от вынужденного перехода на домашний офис, позволяет сотрудникам выбирать удобное место для работы, что приводит к повышению их продуктивности, росту бизнес-показателей компании и помогает бизнесу сокращать расходы на аренду офисных площадей: «Когда около 20 лет назад мы перешли на дистанционную работу, у нас выросла продуктивность на 10-40% в зависимости от сотрудника, и вместе с ней увеличились финансовые показатели. И эти показатели сохраняются до сих пор».
При доступности всех информационных систем компании присутствие в офисе теряет смысл, и удаленная работа из «блага» для компаний перешла в разряд необходимости. Такое мнение озвучил руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга «Инфосистемы Джет» Антон Павленко. Однако воплощение концепции цифрового места требует изменения сразу на нескольких уровнях: бизнесу нужно выстроить системы online-коммуникаций, сделать их стандартом и организовать доступ ко всем корпоративным приложениям. Последнее — краеугольный камень в создании комфортной среды для удаленной работы. «Чаще всего мы видим, что сотрудникам доступен не весь бизнес-функционал и это заметно снижает их производительность. Отдельный вызов связан с удаленной поддержкой пользователей. Новые условия требуют пересмотра сложившейся практики обслуживания ИТ, чтобы возможно было решать любые проблемы с оборудованием и ПО дистанционно», — сказал Антон Павленко
Однако формат удаленной работы, несмотря на свою привлекательность, подходит не для всех сотрудников. Такое мнение высказал вице-президент, директор направления ИТ-архитектуры банка «Открытие» Андрей Залманов. Он указал на то, что опыт дистанционной работы у многих составляет всего 2 месяца, и на его основе пока преждевременно делать выводы о целесообразности массового распространения «удаленки» на постоянной основе. С одной стороны, компании заинтересованы нанимать людей без привязки к их географическому местоположению, но, с другой стороны, это означает, что кандидаты могут проживать в инфраструктурно «бедных» областях, их оборудование нужно как-то поддерживать, и этот вопрос также требует проработки». С ним согласился и Александр Кондрашев, руководитель департамента ИТ-инфраструктуры компании «ВымпелКом», отметив, что это лишь 1-2% проблем, которые возникают.
Представитель оператора связи рассказал об опыте компании «ВымпелКом» в перестраивании на формат удаленной работы и об особенностях трансформации офисного пространства под концепцию цифрового рабочего места. Проект «ВымпелКом» получил название BEEFREE. «Большинство сотрудников не имеют закрепленного рабочего места и получают компенсацию, если используют личное оборудование. Компания пересмотрела трудовые контракты, позволив сотрудникам работать вне офиса, переработала мероприятия по информационной безопасности и проводит онлайн-обучение, — рассказывает Александр Кондрашев. — Мы оказались полностью готовы к пандемии и без осложнений перевели этой весной 95% сотрудников на удаленную работу».
При всех благах удаленной работы не стоит забывать, что применение технологий для обеспечения мобильности сотрудников неизбежно порождает ИБ-риски. Опасность кроется в каждом компоненте цифрового рабочего места: ноутбуках и смартфонах, каналах связи, инфраструктуре, информационных системах компании и даже самих удаленных пользователях. Причем последние представляют собой главный объект атаки, так как основным вектором проникновения в организацию является социальная инженерия.
Как отметил Андрей Янкин, директор Центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет», первое, о чем часто забывают при построении систем мобильности, — это хищение и утечка информации. Возрастает и риск взлома ИТ-инфраструктуры из-за расширения поверхности атаки при предоставлении удаленного доступа к корпоративным ресурсам и сервисам. Компании, которые ранее работали в офлайне, зачастую также не учитывают риски отказа в обслуживании, хорошо знакомые банкам и ритейлерам. Чем раньше организации начинают уделять внимание ИБ-вопросам, тем проще и дешевле их решать, подчеркнул эксперт. «Идеальный вариант — встроить безопасность во фреймворк самого цифрового рабочего места. В этом случае многие ИБ-проблемы можно решить без применения средств защиты, поскольку правильная настройка систем позволяет либо полностью закрыть риски, либо по крайней мере сильно их снизить», сказал Андрей Янкин
Минимально необходимый набор ИБ-мер, по мнению директора Центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет», должен включать защиту каналов связи, двухфакторную аутентификацию, защиту конечных станций, веб-приложений и облачных сервисов, тестирование на проникновение и решение организационных вопросов.