Интеллектуальная собственность: линия защиты

 Число нарушений интеллектуальных прав в РФ с каждым годом растет.

Алексей Локонцев, сооснователь сети киберклубов COLIZEUM, лидирующей на рынке России по числу точек, рассказал о том, как в России относятся к защите интеллектуальной собственности.

Компьютерная программа, контент в социальных сетях, визуальное изображение бренда – это и многое другое является объектами интеллектуальной собственности. И все они представляют материальную ценность. В зависимости от ее масштаба убытки, связанные с потерей интеллектуальной собственности, могут исчисляться сотнями миллионов рублей.

Проблема заимствования интеллектуальной собственности возникает по причине сходства обозначений и товарных знаков до степени смешения или осознанных действий других участников рынка. В любом случае потребителя вводят в заблуждение, формируется ложное впечатление о вашей компании, качестве предоставляемой услуги и компания начинает терять свою долю на рынке, а значит речь уже идет о недополученной прибыли.

Точной статистики и каких-то решительных мер противодействия кражам интеллектуальной собственности на уровне государства я не увидел. Зато есть интересные данные по другим странам. За 2019 год нарушители авторских прав нанесли Италии ущерб на миллиард евро, подсчитал Ipsos. За год в Италии происходит около 400 миллионов актов хищения и незаконного распространения авторской собственности. Почти всегда речь идет о фильмах и телесериалах, телепрограммах и прямых спортивных трансляциях.

Китай усиливает защиту авторских прав. В июне 2020 года Национальная администрация авторских прав КНР сообщила, что усиливает защиту авторских прав в сфере изображений и фотографий, вырабатывая  долгосрочный  механизм защиты подобного рода работ.

Меры защиты

Если вы видите, что товарный знак или айдентику бренда незаконно использовали, придется защищать свою интеллектуальную собственность. Можно заключить мировое соглашение, направив правонарушителю претензию с требованием прекратить нелегальное использование вашей интеллектуальной собственности.

Если не удалось урегулировать все мирным путем, обращайтесь в Федеральную антимонопольную службу. Поводом для обращения может стать незаконное использование знаков дизайна, айдентики бренда, упаковки и прочего. Шансы полностью заблокировать действия злоумышленника в этом случае повышаются.

Когда исчерпаны все попытки урегулировать спор во внесудебном порядке, переходите к более действенным мерам. Агрессивные действия в отношении использования товарного знака вашей компании – основание для обращения в ФАС России. Позиционирование вашего бренда или результатов труда как собственного, запуск аналога продукта – все это напрямую сокращает прибыль (пункт 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции). ФАС проведет проверку, результатом которой может стать возбуждение дела при установлении факта нарушения антимонопольного законодательства.

Можно также обратиться в Палату по патентным спорам через Коллегию Роспатента. Палата оспорит права претендующих на товарный знак третьих лиц и наименование места происхождения товара. Именно этот орган принимает решение  следует ли отказать в получении свидетельств на знаки обслуживания и товарные знаки (в том числе международные).

Дела об оспаривании действий или бездействия органов власти могут быть рассмотрены судом по интеллектуальной собственности. Этот федеральный орган создан в России не так давно.

Клубный сегмент

Число нарушений интеллектуальной собственности в клубном сегменте киберспорта последние пять лет находится на пике. Связано это, прежде всего, с расцветом самой индустрии: появлением сетевых концепций, ростом числа посещаемости клубов, интересом к онлайн играм и турнирам. Вместе с большой прибылью в индустрии появилась проблема плагиата и откровенного мошенничества.

Ежемесячно мы открываем с франчайзи  5-10 клубов в разных городах страны, еженедельно проводим переговоры с десятком потенциальных инвесторов. Многие приезжают за информацией, поскольку  у них создается обманчивое впечатление, что этот бизнес не требует технологий и ноу-хау. В результате ежемесячно мы фиксируем появление сразу нескольких аналогов нашей модели. Открываются такие клубы в городах России и даже других странах.

Айдентика бренда, контент сайта, социальных сетей –  самые популярные нематериальные объекты хищения в киберспорте. Именно за счет них мошенники создают иллюзию оригинального бренда.

Судите сами. Официальный аккаунт COLIZEUM и аккаунт клуба в Туркменистане совпадают  полностью. Это при том, что Туркменистан является участником всемирного договора по охране авторских прав.

Профессиональный геймер на сайте-двойнике увидит дешевое железо и кресла, больше подходящие для использования в офисе, а также недорогую периферию.

Что это означает для нас? Как уже отмечалось выше, риски для деловой репутации и финансовые потери. В планах COLIZEUM – открытие более 100 объектов. Конкретно в Туркменистане должны быть открыты 15 клубов по франшизе. Только доход от продажи франшизы я оцениваю в 45 миллионов рублей. Именно такова сумма упущенной прибыли.

Что дальше

Сейчас COLIZEUM меняет свое отношение к хищению интеллектуальной собственности, а проще говоря мошенничеству. Масштабы компании и темпы роста рынка позволяют использовать весь инструментарий, в том числе гораздо эффективнее работать в правовом поле.

Например, буквально неделя у нас ушла на то, чтобы все страницы клуба в Туркменистане в социальных сетях были заблокированы. На мониторинг взяты другие клубы, практикующие аналогичный подход с чужой интеллектуальной собственностью. Юристы компании анализируют айдентику брендов на предмет плагиата.

В отношении компаний, занимающихся таким же откровенным мошенничеством, как клуб в Туркменистане, мы идем дальше. Собираем доказательную базу и работаем с правоохранительными органами. Кейс с клубом из Туркменистана может стать первым прецедентом для судебной практики из индустрии киберспорта.

Параллельно мы готовимся к регистрации товарного знака COLIZEUM через Мадридскую систему. Займет этот процесс 18-24 месяца. В перспективе будем расширять список стран, где бренд COLIZEUM будет охраняться авторским правом.

А другим предпринимателям я советую задуматься об охране своих интеллектуальных активов как можно раньше. Не относитесь к ним как к менее значимым по сравнению с материальными активами. Именно интеллектуальная собственность обходится очень дорого, а защита ее на российском рынке представляет определенные сложности.

 

Похожие записи