Учиться по-современному

На конференции EdCrunch on Demand обсудили переход от управления образовательным процессом к сетевому образовательному пространству

Возможности учиться по индивидуальному образовательному плану для мотивированного студента становятся все шире за счет взрывного роста объема контента, но требуют более качественного поиска и точной навигации в океане информации.

На сессии, которую модерировал советник генерального директора Университет 20.35 Василий Третьяков, руководители вузов и компаний-разработчиков обсудили, совершат ли цифровые платформы прорыв, как интегрировать их в единую электронную информационно-образовательную среду вуза и применять для управления образовательным процессом. Важным вопросом стало обсуждение, как объединить сервисы по принципу «одного окна», и управлять содержанием и качеством образовательных программ, процессами, ресурсами, контингентом и финансами одновременно.

Владимир Рахтеенко, генеральный директор CUSTIS, разработчик федеральной платформы управления индивидуальными траекториями студентов Modeus, отмечает революционность такого подхода: «Студенты получают огромную степень свободы и учатся выбирать. Это полностью меняет пользовательский опыт студентов, преподавателей и администраций ВУЗов, это меняет картину мира. Миссия больших вузов в том, чтобы породить образовательные стандарты, коробочные решения, которые впоследствии будут тиражироваться небольшими региональными учреждениями».

Важен сам принцип платформенного взаимодействия. Платформы, которые есть в образовательном процессе университета, — это не только возможности организовать жизнь «внутри», но и возможность использовать общий сетевой ресурс множества университетов.

«Чем больше у вузов будет возможностей обмена курсами и успешными лабораториями, тем четче будет выстроена индивидуальная профессиональная траектория, студент сможет уделить больше времени тому, что его по-настоящему интересует. То есть мы говорим о неком навигаторе, который позволит вести студента по всем университетам сразу», — говорит Виола Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям в Уральском федеральном университете.

Цифровая платформа повышает конкурентоспособность университета и становится источником резкого роста качества содержания и количества программ, востребованных в отдельном регионе.

Один из вариантов, когда университет перестраивает свой учебный процесс, обеспечивая возможности персонализации образовательной траектории внутри своей экосистемы, при этом неизбежно «перетасовывает» множеством сочетаний имеющиеся ресурсы.

Другой вариант — это некий внешний приток нового содержания, когда контент качественно прирастает извне. Фактически аутсорсятся отдельно взятые дисциплины. Не все ректоры и университеты готовы к этому. Но уже есть успешные примеры взаимодействия, например,  CUSTIS и Уральского федерального университета.

Василий Третьяков подчеркивает: «Задаются рамки, в которых рождаются образовательные траектории, и это важно уметь делать. Этим процессом может управлять сам университет на своей собственной платформе. Он может родиться в обучении конкретным дисциплинам — мы видим как блестяще работает в этой парадигме, например Skyeng. Он может родиться у профессиональных разработчиков цифровых решений, которые годами разбираются в сфере образования и тогда это решение, которое может объединять много вузов, быть федеральным».

Цифровые платформы, в том числе такие как Modeus, уже внедрённый в образовательный процесс в ТюмГУ, УРФУ и ТИУ, дают возможность именно качественного управления содержанием своих программ и обмена ими с другими вузами или разработчиками образовательных курсов.

Сейчас крайне важна настройка поиска этого контента не просто «под себя», как видит это руководство университета, но обязательно подо всех своих обучающихся. А значит, надо хорошо понимать их траектории профессионального роста и вектор задач, в которые они включены.

Это совершенно новый тип деятельности вузов, и возникает вопрос, как этому учиться, а также понимание необходимости качественного инструментария в виде цифровой платформы. Цифровые решения практически из кубиков собирают те программы, которые востребованы обучающимися.

Такой подход меняет качество образования, получаемого студентами, и меняет формат университета в целом.

«Давайте будем реалистами. Я не могу себе представить ситуацию, в которой частные компании будут в скором времени допущены в систему формального образования. Но существует вариант технологического партнерства, когда совместными усилиями государство и EdTech-компании будут достигать общих целей», — говорит Александр Ларьяновский, управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng.

VII глобальная конференция по новым образовательным технологиям EdCrunch On Demand прошла  в Москве с 8 по 10 декабря. Организаторы конференции – НИТУ «МИСиС» и Университет НТИ «20.35» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

НИТУ «МИСиС» — один из наиболее динамично развивающихся научно-образовательных центров страны. Находясь в числе лидеров технологического образования России, он  также представляет собой полноценный научный центр. Университет входит в топ-450 лучших вузов мира по версии QS World University Rankings и занимает ведущие позиции в предметных рейтингах сразу по 16-ти направлениям, находясь в топ-100 в категориях «Инжиниринг–Горное дело» (рейтинг QS), «Инжиниринг-Металлургия» (рейтинг ARWU) и в группе 101+ в области материаловедения (рейтинг QS).

В научно-исследовательской деятельности НИТУ «МИСиС» концентрируется на таких прорывных направлениях, как квантовые технологии, биомедицина, инжиниринг, в т.ч. для проектов MegaScience; дизайн материалов и технологий производства, технологии устойчивого развития и ИТ. В университете действуют более 30 научно-исследовательских лабораторий и 3 инжиниринговых центра мирового уровня, в которых работают ведущие российские и зарубежные ученые. Более 90 исследователей имеют h-индекс выше 20. В состав НИТУ «МИСиС» входит 10 институтов, 6 филиалов – четыре в России и два за рубежом. В университете более 20 000 обучающихся, 25% – это студенты из 84 стран мира. НИТУ «МИСиС» успешно реализует совместные проекты с крупнейшими высокотехнологичными компаниями России и мира.

*

«Университет 20.35» с 2017 года реализует повестку цифровой трансформации системы образования, а также внедрения передовых образовательных технологий в учебный процесс. В основе работы «Университета 20.35» лежат несколько ключевых принципов: персонализация образования и формирование персональных траекторий развития для каждого студента, использование технологий искусственного интеллекта в обучении, а также формирование сетевой образовательной среды.

Среди проектов «Университета 20.35» — образовательные интенсивы «Остров 10–21» и «Остров 10–22», интенсив «Зимний остров». С момента запуска на платформе Университета прошли обучение более 100 тыс. пользователей.

Похожие записи