Вымпелком заходит с тыла

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

 

Разные операторы по-разному подходят к построению сетей LTE. Мегафон совместно с Yota намеревается в кратчайшие сроки обеспечить полное покрытие сетями 4G, МТС решили сосредоточиться на ключевом рынке — Москве, а Вымпелком, как пишут СМИ, рассчитывает начать с небольших городов. Разным будет и экономический эффект от таких стратегий.

Мегафон поставил перед собой задачу стать оператором №1 в сегменте услуг связи LTE. При этом за счет сотрудничества со Скартелом оператор намеревается охватить сетями LTE 40 городов к концу года, сделав их доступными для 37,3 млн человек. Очевидно, что компания рассчитывает получить преимущество, которое предполагает статус первого, захватив как можно большую долю рынка, пока у нее, по сути, нет конкурентов. Однако сотрудничество со Скартелом накладывает определенные ограничения: пока самому Мегафону доступны частоты лишь в диапазоне 791-862 МГц, тогда как частоты Скартела лежат в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, более приспособленном для крупных городов.

Таким образом, операторы вынуждены исходить из того, что они уже имеют. К примеру, у МТС остался сплошной диапазон в 25 МГц в диапазоне 2,5-2,7 ГГц в Москве, на которой оператор построил сеть LTE-TDD. Вымпелком же по сравнению с МТС и Мегафоном в менее выгодном положении: помимо полос частот, доставшихся ему по конкурсу, притом нерасчищенных, подходящих диапазонов у него нет, как пока нет соглашений со Скартелом о работе по модели MVNO.

К слову, пока полноценное сотрудничество по модели MVNO Скартелу удалось развернуть лишь с Мегафоном, но с другими эти дела идут не столь успешно. С МТС компания работает только в Казани, с Вымпелкомом и Ростелекомом окончательных договоренностей нет, притом последний даже подал иск в суд с требованием обязать Скартел заключить с ним соглашение. Сообщается, что операторы недовольны предлагаемыми условиями, однако так или иначе согласно условиям конкурса на них (но не на Скартеле) лежат лицензионные обязательства по допуску на свои сети виртуальных операторов не менее чем в пяти регионах.

Вымпелком, на мой взгляд, избрал разумный план действий в сложившейся ситуации: начать развертывание сетей LTE с не самых больших городов в европейской части России. Тому способствует и имеющийся частотный ресурс, в большей степени предназначенный для местностей с небольшой плотностью населения. Однако не ранее начала следующего года компания рассчитывает выйти с услугами LTE и на московский рынок, что тоже выглядит абсолютно оправданно, если принять во внимание сильные позиции оператора на нем: 36% абонентов, то есть столько же, сколько у МТС. Помимо этого Вымпелком добивается того же результата, что и Мегафон или МТС: он выходит на рынки первым, охватывая как можно большую долю рынка.

Рассмотрим распределение по группам городов с различной численностью населения.

В тех регионах, на которые предположительно в ближайшее время выйдет Вымпелком, в основном расположены города с численностью населения до полумиллиона человек, а наиболее крупным из них является Астрахань с 520,7 тыс. Всего же в городах с населением до полумиллиона живет 53,6 млн человек, то есть более трети. Это крупный рынок со своими особенностями. Среди них есть факторы, которые способствуют внедрению LTE, но есть и те, которые ему препятствуют.

Мобильный Интернет по технологии LTE — это скорее премиальная услуга, доступная пока далеко не каждому. К примеру, в Москве тарифы Мегафона с поддержкой LTE подразумевают абонентскую плату от 1200 руб. при общероссийском ARPU порядка 300 руб. в месяц.

Однако следует отметить, что для небольших городов за счет меньшей конкуренции характерны более высокие уровни ARPU по услугам фиксированного ШПД — вплоть до 600 руб. При этом проникновение услуг ШПД по-прежнему остается невысоким. В местностях со слабым проникновением фиксированной связи LTE может стать реальной заменой проводному ШПД, так как разрыв в ценах на эти услуги по сравнению с тем, что есть в крупных городах, может быть существенно ниже.

Таким образом, Вымпелком может смягчить свои менее благоприятные стартовые условия для запуска услуг LTE и получить достойную долю рынка. Напомню, что целевая цена по ADS Vimpelcom Ltd. составляет $13,13, что подразумевает потенциал роста в 12%. Долгосрочная рекомендация — держать, однако краткосрочно бумаги лучше продать до появления признаков разрешения конфликта акционеров и ФАС.

Похожие записи