Илья Раченков, аналитик Инвесткафе
Россия заняла пятое место в мире по количеству фиксированных широкополосных подключений, опередив Францию. Данный сегмент по-прежнему сохраняет хороший потенциал роста доходов. Однако какой оператор обладает наилучшими возможностями для его развития?
«Ведомости» приводят статистику британской компании Point Topic, согласно которой на конец июля этого года в России было 22,83 млн ШПД-подключений. Таким образом, Россия по данному показателю заняла 5-е место в мире, обогнав Францию с 22,63 млн подключений. По количеству новых подключений за 12 месяцев до 30 июня 2012 года Россия и вовсе заняла второе место с 5,04 млн. Тем не менее, пока проникновение ШПД в России держится на более низком уровне, чем в ведущих развитых странах.
Если рассмотреть уровни проникновения ШПД по данным Международного Союза Электросвязи (МСЭ, ITU), то мы увидим, что темпы прироста постепенно замедляются, однако сам уровень проникновения, повторюсь, остается невысоким — лишь 12,2 подключения на 100 человек, тогда как в Германии показатель составляет 32,47, в США – 28,75, во Франции — 36,12. Таким образом, можно ожидать сохранения высоких темпов прироста количества ШПД-подключений. Вместе с тем, я не думаю, что Россия достигнет показателей ведущих европейских стран или даже США: в России обеспечение 100% проникновения технически сложнее за счет большей площади страны и наличия удаленных областей, которые трудно обеспечить достойной инфраструктурой связи.
Тем не менее, в ближайшие 5-10 лет, на мой взгляд, Россия преодолеет уровень в 20 подключений на 100 человек. Это соответствует примерно 27 млн ШПД-подключений, т.е. всего должны быть подключены порядка 10 млн новых абонентов.
В наилучших условиях здесь операторы фиксированной телефонной связи, которые уже имеют возможность дойти до абонента по технологии xDSL. В России это, прежде всего, Ростелеком и МГТС (более широко — МТС), а также Таттелеком и Башинформсвязь. Однако МГТС ограничена Москвой, где очень велика конкуренция, Таттелеком — Татарстаном, а Башинфорсвязь вскоре перейдет под полный контроль Ростелекома. Таким образом, Ростелеком имеет возможность в полной мере реализовать свой козырь фиксированного телефонного оператора. В активе Ростелекома также и наиболее разветвленная магистральная сеть связи: ее протяженность составляет более 500 тыс. км против 130 тыс. км у Мегафона, 120 тыс. у Вымпелкома и 117 тыс. — у МТС. Естественно, что Ростелеком является лидером по количеству ШПД-абонентов.Однако динамика абонентской базы Ростелекома по ШПД далека от идеала: несмотря на то, что в абсолютном выражении компания также является и лидером по объемам прироста, в относительном выражении динамика не самая лучшая. Очевидно, что для подключения большого числа абонентов понадобятся масштабные капитальные вложения в инфраструктуру. Как в магистральные сети, чтобы справиться с ростом трафика, который происходит, даже если абстрагироваться от роста количества абонентов, так и в «последнюю милю» для того, чтобы дойти до каждого отдельного абонента. И здесь, как ни странно, несмотря на лучшие стартовые возможности, у Ростелекома наиболее сложная ситуация: чистый операционный денежный поток компании не всегда покрывает чистый денежный поток по инвестиционной деятельности, что принуждает компанию к активным заимствованиям; свою роль также играет активная M&A-политика в последние годы. При этом у всех операторов «Большой тройки» по итогам первого полугодия операционный денежный поток существенно превышал инвестиционный (в особенности у Мегафона), что, наоборот, позволяет им сокращать долговую нагрузку и выплачивать высокие дивиденды. Также это оставляет определенный «оперативный простор» для управления размером и направлением CAPEX, а также для более активных M&A.
Сложность положения Ростелекома также в том, что ему приходится проводить большую работу сразу по многим направлениям: как по мобильным сетям, так и по магистральным сетям и последней миле. Согласно политике капзатрат в 2011-2015 годах Ростелеком намерен направлять на CAPEX порядка 20% выручки, из которых 30% пойдет на последнюю милю, 25% — на мобильные сети, 11% — на магистральные линии связи, 34% — на прочее. Это вызывает критику со стороны госорганов: Минкомсвязи считает неправильным активное строительство мобильных сетей, а вице-премьер Аркадий Дворкович думает, что приоритетом должны стать вложения в магистральные сети, тогда как последнюю милю обеспечат другие операторы. У правительства своя логика: население уже обеспечено мобильной связью, и в интересах правительства обеспечить быстрый рост проникновения ШПД. Сделать это как раз можно за счет более активного строительства Ростелекомом магистральных сетей связи, чтобы дать возможность подключать удаленные регионы и увеличить емкость сетей там, где уже есть инфраструктура, тогда как конечного абонента получат операторы последней мили.
Такая политика чревата тем, что в Ростелекоме может сохраниться ситуация с опережающим ростом доходов в сегменте B2O (т.е. услуги операторам связи) по сравнению с сегментом B2C. При этом услуги операторам считаются менее маржинальными, чем оказание услуг конечным пользователям.
Получается довольно сложная ситуация: текущая динамика доходов в различных сегментах не удовлетворяет Минкомсвязи — рост доходов от ШПД слишком низкий, а перспективы в мобильном сегменте не так определенны из-за высокой конкуренции. Если сместить фокус с мобильных сетей на магистраль, то можно добиться более активного роста доходов в операторском сегменте, однако это замедлит монетизацию лицензий недавно присоединенного Скай Линка — а это, на мой взгляд, неразумно, ибо во многих регионах у Ростелекома как мобильного оператора есть существенное присутствие, и услуги 3G стали бы реальной возможность повысить среднюю выручку с абонента (ARPU).
На мой взгляд, необходим пересмотр (но не обязательно изменение) инвестпрограммы Ростелекома, чтобы она была приспособлена как к выполнению новых государственных задач, так и к потребностям самой компании. Это должно стать драйвером роста для бумаг компании. Пока, к сожалению, ситуация находится в подвешенном положении.
Частные операторы же, сделав вложения в сети 2G и 3G, при том, что LTE не потребует столь же масштабных инвестиций, имеют фору по возможностям для развития. Также они не стеснены различными государственными задачами. В наилучшем положении из них, на мой взгляд, Мегафон. Целевая цена по его акциям — $21,33. Целевая цена по акциям МТС составляет 276,28 руб., а по ADS Vimpelcom Ltd — $13,13; рекомендация по обеим бумагам — «держать». Целевая цена по обыкновенным акциям Ростелекома — 149,58 руб. До прояснения ситуации с лицензиями Скай Линка рекомендация по бумагам компании — «продать».