Стартовал Всероссийский проект по проектированию концептуальных туристических маршрутов
«Открой свою Россию»
Это проект, направленный на развитие внутреннего туризма путем проектирования актуальных и конкурентоспособных туристических маршрутов по России с учетом природных и культурных особенностей регионов, обычаев и истории нашей многонациональной страны. Его организатором выступает Агентство стратегических инициатив при поддержке Федерального агентства по туризму, Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Министерства культуры Российской Федерации. Конкурсную комиссию возглавит вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
В ходе реализации проекта будут проведены конкурс концептуальных туристических маршрутов и акселерационная программа, задачей которой станет повышение компетенций региональных управленческих команд, предпринимательского и отраслевого сообщества, обмен опытом и лучшими российскими и международными практиками.
«Туризм стимулирует к развитию более 50 отраслей экономики. Это мощнейший катализатор, который мы должны использовать, обеспечивая быстрый старт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Сегодня мы ведем работу по созданию круглогодичной туристической инфраструктуры, повышению доступности нашего туристического продукта и улучшению стандартов сервиса. Мы планируем, что до 2024 года будут аккредитованы и оборудованы за счет специальных грантов туристические маршруты во всех регионах, — отметил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко на пресс-конференции в ТАСС, посвященной старту проекта. — Нам нужны брендированные, интересные маршруты, которые позволят лучше узнавать территорию и историю нашей страны, и конкурс «Открой свою Россию» будет этому способствовать».
Проект выступает в качестве консолидирующей экосистемы, вовлекающей действующих и потенциальных предпринимателей в процесс создания новых качественных концептуальных турпродуктов. Его участниками станут продюсеры впечатлений и их команды – представители профессионального туристического и предпринимательского сообщества нового поколения. Оценивать маршруты, а также оказывать поддержку участникам в создании новых проектов будут специалисты в области туриндустрии, экономики и маркетинга, медиа и предпринимательства.
«Главная задача туристического бизнеса в современных реалиях — это выявить, поддержать и способствовать развитию действующих локальных предпринимателей и инициатив местных жителей, которые станут соавторами концептуальных туристических маршрутов, построенных на смыслах и людях, – отметила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. — На конкурс мы ждем заявки от «продюсеров впечатлений» — предпринимателей, уже занятых в этой индустрии и авторов идей – фермеров, рестораторов, которые работают на территории. Наша задача –показать жителям, какие это могут быть маршруты, помочь сделать их интересными, пакетными решениями, которые туроператоры смогут предложить туристам».
Проект «Открой свою Россию» предполагает двухэтапную работу. На первом этапе организатор будет принимать заявки и формировать уникальный банк идей со всей России для проектирования новых турпродуктов. Затем Конкурсная комиссия выберет финалистов — 30 команд под лидерством продюсеров впечатлений. Они станут участниками специально разработанной обучающей (акселерационной) программы. В нее войдут модули, посвященные стратегическому видению турпродукта и формированию его образа, созданию бизнес-моделей и актуальных ценностных предложений. Акселератор позволит усовершенствовать заявленные конкурсантами проекты и создать новые, основанные на идеях, собранных с помощью краудсорсинговой платформы. В результате будет создана новая модель проектирования туристского продукта, а на карте России появится 90 концептуальных туристических маршрутов.
На завершающем этапе проекта Конкурсная комиссия определит 30 маршрутов-победителей, а Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выберет проекты, которым будет присвоен статус «Брендового маршрута Всероссийского проекта».
Вся работа в проекте будет проходить на специально разработанной для него многофункциональной интернет-платформе www.zagorizont.me. Она позволит объединить компетенции продюсеров впечатлений, экспертов рынка российского туризма, а также идеи локальных предпринимателей: отельеров, рестораторов, фермеров, ремесленников, представителей музеев, краеведов, художников и всех тех, кто заинтересован в развитии внутреннего туризма.
Подать заявки на участие в конкурсе можно до 26 июля. Сбор идей для формирования маршрутов продлится до середины августа. Оператор – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
О путешествиях
Россияне все чаще выбирают самостоятельные путешествия, в том числе по России. Согласно исследованию НИУ ВШЭ на основе данных Росстата, в 2019 году количество внутренних туристов составило 24,8 млн человек. В 2021 году свой отпуск в пределах страны проведут 27,5 млн россиян (это 39,5% от всех туристов в стране, количество которых оценивается в 69,7 млн человек). Всего в поездках по России в 2021 году заинтересованы 41,6 млн человек.
Исследование планов на отдых в 2021 году, проведённое Тинькофф Путешествиями, показали, что 19% россиян уже съездили в путешествие весной, а 42% и 25% опрошенных поедут отдыхать по России летом и осенью. Из них 78% респондентов планируют покупать билеты и туры самостоятельно, 11% воспользуются онлайн-сервисами по бронированию туров и только 8% обратятся за помощью в турагентства.
Исследование Ipsos «показало, что одной из важнейших составляющих «идеального отдыха» россияне называют «контрастность» с их привычной средой (чтобы обстановка на отдыхе отличалась от того, к чему они привыкли дома). В 2021 году резко выросла популярность походов (треккинга) – 30% респондентов готовы отправиться в них, что можно объяснить желанием движения, сближения с природой после длительного пребывания в квартирах на самоизоляции и удалённой работе.
Также популярен событийный туризм (поездки на культурные мероприятия, фестивали, спортсоревнования) – 22% респондентов, фиксируется рост интереса к морским и речным круизам (18%) и горнолыжному туризму (15%).
Опрос Райффайзенбанка летом 2020 года показал, что 74% россиян ещё активнее ездили бы по стране, если бы знали об интересных местах и маршрутах.