Google против операторов связи?


Андрей Свириденко, председатель правления компании SPIRIT:

На рынке Интернет-коммуникаций в последние время развернулось настоящее сражение. В частности, Google стал продвигать VoIP не как отдельное приложение, а как функцию своего второго по популярности продукта — электронной почты. Теперь пользователи Gmail могут совершать звонки через сеть Интернет прямо из почтового сервиса. Это нововведение снова говорит об агрессивных планах выхода Google на VoIP рынок: компания хочет, чтобы ее продуктами с VoIP сразу начали пользоваться сотни миллионов пользователей.

Кроме того, Google начинает активнее работать с enterprise-сегментом. Компания успешна на мировом рынке в предоставлении своего почтового сервиса в модели SAAS. По данным Google, этим сервисом пользуются около двух миллионов компаний — или около 25 млн человек. Google Apps приносят около 100 млн долларов за подписку в год. Google несёт VoIP и в enterprise-сегмент тоже. То есть, сегодня мы наблюдаем, как Google осуществляет то, что пока плохо удавалось Skype из-за Р2Р архитектуры – стремится занять место в корпоративном сегменте с интегрированными многофункциональными сервисами, чтобы удержать пользователя у себя. Google систематически добавляет к своему портфелю продуктов новые коммуникационные приложения. Только в последние два года Google приобрел следующие стартапы в области Интернет-телефонии — Marratech, GrandCentral, Gizmo5, On2, GIPS и другие инновационные фирмы, работающих в области коммуникаций.

Очевидно, что Skype тоже заинтересован в расширении числа клиентов за счет малого и среднего бизнеса, распределенных рабочих групп и т.п. Появившиеся в прессе сообщения о возможном поглощении Skype Cisco только подтверждают интерес Skype к сегменту корпоративных коммуникаций. Cisco крайне сильна и в корпоративном сегменте и при работе с операторами связи, а Skype, в силу своей Р2Р архитектуры, не любим системными администраторами. Переход «под крыло» Cisco может дать Skype серьёзную прибавку в лояльности корпоративных потребителей, и, если будет выпущено решение, базирующееся на серверной архитектуре, дополнительные козыри в конкурентной борьбе с Google.

Можно также предположить, что VoIP станет частью функционала и в собственной социальной сети Google, слухи об открытии которой муссируются с начала этого года. В связи с этим можно ожидать обострения конкуренции и на российском интернет-рынке. VoIP открывает новые рынки для отечественных интернет-сервисов. В самом ближайшем будущем, думаю, и российские компании начнут встраивать VoIP в свои интернет-порталы и социальные сети. Этот популярный у пользователей функционал позволит им как привлекать новых, так и удерживать старых пользователей. Недавно DST купил ICQ — коммуникационный сервис, в котором тоже есть VoIP. А с 1 сентября пользователи российского мессенджера QIP (одного из клиентов SPIRIT) получили возможность совершать звонки на мобильные и стационарные телефоны. На российском рынке это не первое предложение. Здесь действуют еще и «Мультифон», и SIPNET. Однако отечественный VoIP-рынок еще недостаточно насыщен подобными сервисами, и выстоять перед двойной угрозой Google и Skype местным компаниям будет очень сложно.

Труднее всех придется российским операторам связи. Google и Skype уже оказывают сильное давление на их прибыли. Потери российских телекомов из-за распространения иностранных VoIP-сервисов, в первую очередь — Skype, составили только за 2009 год, по самым скромным официальным оценкам, 6,7 млрд руб. Эти данные привел на заседании комиссии Федеральной антимонопольной службы в середине июля этого года представитель «Ростелекома». В 2010 году, по его оценкам, потери могут составить уже 10,5 млрд руб. И это только потери от Google и Skype, у которых, по меркам наших национальных сервисов, не так много российских пользователей. При активизации на рынке VoIP и отечественных интернет-сервисов финансовые потери традиционных операторов связи будут еще выше, и ни традиционные голосовые операторы, ни регулятор (Минкомсвязи) ничего не смогут с этим сделать, кроме как выпустить конкурирующие видео и VoIP-сервисы под брендом операторов. То есть, сегодня жизненно необходимо, чтобы сами операторы занялись созданием и агрессивным маркетингом собственных аналогичных клиентских сервисов, вместо того чтобы с ними бороться».

Похожие записи