Ассоциация региональных операторов связи приветствует принятие Федерального закона от 23 февраля 2011 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О связи». При этом Ассоциация считает, что не все принятые поправки отвечают интересам повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере, а часть положений требует своей корректировки.
Предусмотренные законом изменения касаются процедур, связанных с выделением и присвоением частот и радиочастотных каналов. Одна из основных новаций закона связана с существенным уменьшением срока принятия решения о выделении частот — со 120 календарных до 35 рабочих дней.
Сокращение срока принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот будет способствовать ускорению развертывания будущих сотовых сетей, а ставшее теперь законным использование правопреемниками ранее разрешенных радиочастот обеспечит абонентам непрерывность получения услуг связи.
Являясь очередным результатом совместных усилий законодателей, Минкомсвязи и участников рынка, новые поправки позволят операторам связи более оперативно задействовать радиочастотный ресурс, а также устранят риски по поводу сохранения права на использование радиочастотного спектра, возникавшие ранее при преобразованиях операторских компаний.
Вместе с тем Ассоциация отмечает, что добавленный в п. 11 статьи 24 абзац о процедурах прекращения использования полос радиочастот создает для участников рынка неоправданные риски, поскольку никоим образом не определены ни критерии «обоснованности» решения ГКРЧ о прекращении использования радиочастот, ни порядок, сроки и источники финансирования для возмещения владельцам РЭС убытков, связанных с таким досрочным прекращением.
Кроме того, Ассоциация обращает внимание на фактическое упразднение экспертизы электромагнитной совместимости (ЭМС) как объективной основы принятия решения о выделении или отказе в выделении полос радиочастот. Теперь отказ в выделении полос радиочастот не обязан основываться на расчетах уполномоченной службы, а может быть вынесен по «заключению одного из членов ГКРЧ».
На взгляд Ассоциации, эта новая норма вступает в коллизию с абзацем 4 пункта 2 статьи 22 ФЗ «О связи», согласно которому: «В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из указанных органов имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не участвует».
Фактическое установление в законе права «вето» для членов ГКРЧ усиливает потенциальную коррупциогенность разрешительной процедуры и, в очередной раз, заставляет задуматься о целесообразности передачи ее исполнения в соответствующий орган исполнительной власти.
Президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский:
«Участники рынка, да и сами регулирующие органы, давно ждали поправок в статью Закона о связи, касающуюся выделения радиочастот. Все надеялись, что поправки будут отвечать интересам более динамичного развития рынка связи и всей отрасли в целом. Принятие данного документа является важным этапом работы по снижению административных барьеров, а установление в законе механизмов прямого регулирования позволит сделать более прозрачным регулирование сектора мобильной связи. Фактически, это первый случай либерализации радиочастотного регулирования на уровне закона.
Однако среди поправок имеются и такие, к которым в их нынешней редакции имеются вопросы. Очевидно, эти аспекты требуют дополнительного внимания».