Илья Раченков, аналитик Инвесткафе
СМИ сообщили о том, что «Мегафон» выступил с инициативами по регулированию рынка мобильных контент-услуг. Именно они на протяжении прошлого года привлекали большое внимание ФАС, которая выясняла, навязываются ли подобные услуги потребителям. Операторам удалось избежать оборотных штрафов, однако проблема все еще требует решения.
В прошлом году ФАС не раз поднимала вопрос о контент-услугах и «коротких» номерах, реагируя на многочисленные жалобы абонентов, которые по недосмотру подключали различные контент-услуги, неся при этом большие расходы. При этом МТС и Вымпелком даже оказались перед угрозой оборотного штрафа, однако его удалось избежать, так как операторы устранили имевшиеся нарушения. Однако даже если абстрагироваться от штрафов, мошенничество или просто недобросовестные действия поставщиков контент-услуг приносят операторам множество проблем: «Ведомости» пишут о том, что только «Мегафон» в 2012 году около 200 тыс. обращений от абонентов и вернул пострадавшим от мошенничества с контент-услугами более 40 млн руб. В масштабе бизнеса любого российского оператора такая сумма представляется незначительной, однако обработка таких жалоб препятствует оптимизации расходов на персонал, а сами факты мошенничества снижают лояльность абонентов.
До последнего времени операторы в решении данного вопроса были довольно пассивны, однако рынок связи объективно нуждается в регулировании. В сложившейся ситуации нужны инициативные действия со стороны самих операторов: например, Роскомнадзор уже предлагал создавать отдельный счет абонента для контент-услуг. Реализация такой меры не только потребовала бы от операторов довольно сложной процедуры изменения систем биллинга, но и замедлила бы рост выручки операторов по контент-услугам — а они играют все более и более важную роль в приросте их доходов.
По данным AC&M Consulting, суммарная выручка операторов по контент-услугам за 3-й квартал прошлого года составила более 15,5 млрд руб. Всего же за девять месяцев прошлого года выручка операторов от VAS (допуслуг), по подсчетам AC&M Consulting, составила 168 млрд руб., увеличившись на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них на контент-услуги пришлось 47,7 млрд руб. — это второй по величине сегмент VAS после передачи данных. Объем оказанных контент-услуг при этом вырос быстрее всех остальных сегментов VAS — на 39,1%. Таким образом, контент-услуги — пожалуй, наиболее быстрорастущий крупный сегмент услуг мобильных операторов.
Также на данные услуги приходится порядка 7% среднемесячной выручки с абонента. Потенциал экстенсивного наращивания выручки операторов — за счет увеличения абонентской базы — близок к исчерпанию. Операторам приходится активно работать над максимизацией средней выручки с абонента. Также в условиях слабого роста средней выручки по услугам голосовой связи и сообщений, мобильный контент наряду с мобильным интернетом становится важным драйвером роста средней выручки, и замедление роста по ним было бы крайне нежелательно для операторов.
Таким образом, компаниям «большой тройки» очень важно предложить некий компромиссный вариант, который позволит не переусложнить подключение контент-услуг, но и формализует его порядок, что позволит избежать жалоб абонентов. В этой связи Мегафон предлагает, во-первых, изначально получать согласие абонента на получение контент-услуг, во-вторых, уведомлять абонента о стоимости услуги по SMS и оказывать ее лишь при ответе на сообщение. Данные предложения, на мой взгляд, станут удачным компромиссным вариантом, не усложняя при этом оказание услуг абонентам. Регулирование может обусловить выпадение «случайных» доходов, полученных оператором при оказании контент-услуги абоненту без его ведома, однако за счет появления правил в этой области должно в целом возрасти доверие к такого рода услугам, что может способствовать росту объема их потребления абонентами.
Позиция регуляторов — ФАС и Минкомсвязи — по данному вопросу пока неясна, однако принятие схемы регулирования, близкой той, которую предложил «Мегафон», должно оказать положительное влияние на телекоммуникационную отрасли и доходы операторов, а также позволит избежать споров и штрафов со стороны регуляторов.
Напомню, что я рекомендую держать бумаги операторов «большой тройки». Целевая цена по акциям МТС — 276,28 руб., по ADS Vimpelcom Ltd. — $13,13, таргет по Мегафону — 732 руб.