Илья Раченков, аналитик Инвесткафе
Одним из основных стратегических вызовов для своего бизнеса мобильные операторы считают деятельность ОТТ-игроков. Угроза с их стороны заключается в том, что сети операторов могут стать лишь каналом для передачи трафика, а доход от контента будут получать другие. Однако первые шаги, призванные разрешить данную проблему, уже сделаны.
Отличный пример, указывающий на то, как серьезно могут повлиять на бизнес оператора связи игроки ОТТ (Over the Top — компании, распространяющие мультимедийный контент не через сети операторов связи) показывает Skype. Увеличение числа пользователей этого сервиса оказало существенное воздействие на объем доходов по МГ/МН-связи, хотя рост количества пользователей Skype был меньше с роста проникновения мобильной связи и числа операторов дальней связи. К примеру, у Ростелекома выручка по услугам ШПД увеличилась не намного больше, чем оказался объем выпадающей выручки в сегменте МГ/МН-связи.
О вызовах со стороны ОТТ-игроков на дне инвестора и аналитика говорили представители Vimpelcom Ltd., а на презентации результатов за 2012 год на эту тему высказывался менеджмент Telenor. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг мобильного Интернета. На типичном безлимитном тарифном плане абонент покупает у оператора определенный объем трафика, однако сам трафик оператором монетизируется слабо. К примеру, средний российский абонент принес в 3-м квартале 84,3 руб. выручки от дополнительных услуг (VAS), 45% от которой пришлось на мобильный Интернет, а 27% — на мобильный контент. В 3-м квартале 2011 года эти доли составляли 42% и 25% соответственно.
При этом трафик по мобильному Интернету растет намного быстрее выручки по данной услуге. К примеру, у лидера рынка Мегафона мобильный интернет-трафик по итогам 2011 года вырос в 2,6 раза, а выручка от него — лишь на 50%. С запуском LTE, LTE Advanced и будущих технологий связи, а также с усилением конкуренции в сегменте это расхождение будет только увеличиваться. При сохранении текущей ситуации это будет неизменно снижать эффективность капзатрат, так как для пропуска быстро растущего объема трафика будут требоваться все новые и новые инвестиции в сеть.
Однако ситуация уже меняется. Вымпелком по примеру своего акционера Telenor заключил соглашение о возможности оплаты покупок в магазине приложений для Windows Phone средствами с мобильного счета абонента. Это уже второе соглашение подобного рода для компании. В прошлом году аналогичный договор был подписан в отношении Google Play. Схема разделения доходов пока неизвестна, и, скорее всего, дополнительные доходы от такого сотрудничества будут незначительны. Однако важно именно то, что операторы нашли способ монетизировать проходящий через их сети трафик, предложив способ его оплаты и, возможно, взимая за это комиссию.
Как пишут «Ведомости», в 2012 году в России было продано около 12 млн смартфонов — на 60% больше, чем в прошлом году. Таким образом, проникновение смартфонов в России повысилось с 20% до 30% по итогам 2012 года, что вкупе с упрощением оплаты приложений должно обеспечить в 2013 году взрывной рост их продаж, причем операторы получат возможность его монетизировать.
Долю выручки операторов от мобильного контента по итогам 3-го квартала прошлого года можно оценить в 7,1%. При этом вклад этих услуг в прирост выручки существенно выше их доли в ней, и дополнительные доходы должны лишь способствовать поддержанию высоких темпов роста по данному сегменту бизнеса. Пока в лучшем положении здесь находится Vimpelcom Ltd., который имеет в активе наибольшее количество соглашений с интернет-компаниями. Косвенно эти соглашения также должны способствовать росту продаж компанией услуг мобильного Интернета.
Напомню, что целевая цена по ADS Vimpelcom Ltd. составляет $13,13, рекомендация — «держать».