Операторы прикладывают огромные усилия для удовлетворения все возрастающего спроса абонентов на услуги мобильной широкополосной связи и повышения качества абонентского обслуживания. Для того, чтобы помочь им в решении этой задачи, Nokia Siemens Networks запустила концепцию Liquid Net, которая позволяет снять ограничения, присущие традиционным сетям, и высвободить скрытые сетевые ресурсы. Этот новый подход позволит операторским сетям практически мгновенно адаптироваться к меняющемуся спросу, что обеспечивается за счет применения принципов нашей широко известной архитектуры Liquid Radio для создания аналогичных возможностей в опорных и транспортных сетях. В концепции Liquid Net также используются полностью автоматизированные самоадаптирующиеся алгоритмы оптимизации процессов поставки услуг и контента для достижения наилучшего уровня обслуживания абонентов.
29 сентября компания Nokia Siemens Networks провела круглый стол для представителей СМИ, на котором выступил Станислав Кокорев, руководитель направления «Сетевые решения» департамента стратегического маркетинга компании. По его словам, с помощью концепции Liquid Net операторы смогут эффективнее использовать существующие ресурсы, повысить уровень удовлетворенности абонентов и реализовать совершенно новые возможности для получения доходов. Компания предлагает кардинально новый подход к использованию сетевых ресурсов для удовлетворения непредсказуемого спроса на услуги мобильного широкополосного доступа. Комплексное решение обеспечивает плавную доставку услуг и контента по сети, в любое нужное место и в любой момент времени.
В середине сентября компания Nokia Siemens Networks объявила о запуске концепции Liquid Net – нового способа предоставления услуг широкополосного доступа. Liquid Net предоставляет оператору возможность развернуть сеть, способную самостоятельно адаптироваться к требуемым параметрам емкости и покрытия в зависимости от спроса. Кроме того, этот новый подход должен значительно повысить качество услуг широкополосного доступа во всем мире. Liquid Net позволит операторам в полной мере использовать потенциал существующих сетевых ресурсов и получить новые источники доходов.
Впечатляющие темпы роста популярности услуг мобильного широкополосного доступа заставляют готовить сети к объемам потребления услуг передачи данных, превышающим 1 Гбайт на пользователя в день. Спрос при этом остается весьма непредсказуемым, с существенными колебаниями в различных географических точках в течение дня, так как широкополосный доступ используется и дома, и на работе, и в пути. Заметные скачки в объемах потребления услуг широкополосного доступа могут происходить также, например, при выпуске нового программного обеспечения для терминальных устройств, обновлений для популярных приложений или дополнительных сервисов поверх сотовой сети (OTT), что не оставляет операторам времени на подготовку.
«Сегодня в традиционных сетях можно наблюдать простой емкостей в самых различных местах: на отдельных площадках для базовых станций, в отдельных частях опорной сети, управляющих услугами голосовой связи и передачи данных, а также в оптических и IP транспортных сетях, – считает Марк Руан (Marc Rouanne), руководитель направления Сетевые Системы Nokia Siemens Networks. – Каждое из них может стать потенциальным «узким местом» при предоставлении услуг широкополосного доступа конкретному пользователю в определенный момент времени. Меняющийся, непредсказуемый спрос в одной части сети может сочетаться с простоем значительных емкостей в других частях, таким образом существующие ресурсы используются не оптимальным образом.
Например, в традиционной опорной сети простаивать может до 50% емкости. Концепция Liquid Net позволяет превратить такие «замороженные» емкости в источник ресурсов, которые в нужные моменты будут перенаправлены туда, где абоненты активно пользуются услугами широкополосного доступа».
Г-н Кокорев подчеркнул, что концепция Liquid Net разрабатывалась Nokia Siemens Networks для высвобождения неиспользуемых емкостей и мгновенного их перераспределения по всей сети, с доставкой в те точки и в те моменты времени, где и когда они необходимы. Механизмы автоматической адаптации услуг широкополосного доступа, являющиеся частью LiquidNet, позволяют доставлять услуги и контент с учетом текущего статуса сети и потребляемых услуг, обеспечивая наилучший уровень сервиса для пользователей. Кроме того, частью концепции является функционал передачи трафика по транспортным сетям по пути наименьшего сопротивления, выбирая маршруты с наименьшей стоимостью между двумя площадками оператора.
Liquid Net не только помогает операторам повысить лояльность клиентов, но и открывает новые горизонты для развития бизнеса. В основу его концепции положены принципы, используемые Nokia Siemens Networks в своей архитектуре Liquid Radio. Помимо Liquid Radio концепция также включает в себя наборы функций Liquid Core и Liquid Transport, которые могут быть внедрены по отдельности в случае использования оборудования различных производителей или совместно в масштабе всей сети оператора, что позволяет целиком раскрыть весь потенциал возможностей Liquid Net.
«Если в Liquid Radio ставилась задача обеспечения требуемого роста емкости и гибкости в сети радиодоступа (RAN), то в Liquid Net эта же идея распространяется на транспортную и опорную сети, что позволяет оптимизировать не только пользовательский трафик, но и капитальные затраты оператора, – отмечает Питер Джарих (Peter Jarich), директор аналитического агенства Current Analysis по вопросам инфраструктуры операторов связи. – Но что наиболее важно, в Liquid Net подчеркивается необходимость создания комплексных решений, а не отдельных продуктов; несмотря на возможность использования отдельных компонентов в составе решения, построенного на оборудовании различных производителей, объединение в концепцию Liquid Net компонентов Liquid Radio, Liquid Core и Liquid Transport свидетельствует о комплексном подходе Nokia Siemens Networks к решению задач и удовлетворению потребностей операторов».
Компоненты Liquid Radio, Liquid Core и Liquid Transport могут внедряться на сети вместе или по отдельности, обеспечивая гибкое перенаправления емкостных ресурсов, покрытия и услуг в любой момент, что особенно полезно в разнородных сетях. Но только комплексное внедрение может полностью раскрыть весь потенциал такой стратегии развития сети.
Г-н Кокорев привел интересные цифры о ситуации в России: в 2001 г. –100% трафика занимали голосовые услуги, во 2 квартале 2010 года они занимали лишь 28%, 74% занимали данные. С 2000 года скорости мобильного Интернета выросли в 100 раз. В 2010 г. доходы от передачи данных впервые превысили доходы от SMS. Ежегодный рост доходов от передачи данных в 2011-2015гг. ожидается на уровне 26%. К 2014 году ожидается рост доли электронных платежей на рынке до 35% и рынка мобильной коммерции в целом до 6 млрд. рублей (gross). Рост рынка M2M (транспортный мониторинг, энергетика, муниципальное управление, потребительская электроника, ритейл) до 6 млрд. руб. к 2015 году. Именно поэтому, по его словам, в самое ближайшее время Liquid Net должен появиться на российском рынке.