Tiburon Research, российская исследовательская компания, провела онлайн-опрос среди 1 000 респондентов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках.
Он был посвящен посещаемости торговых центров.
Выяснилось, что она стала ниже на 30%.
С начала года поток посетителей торговых центров заметно уменьшился: 30% опрошенных в Москве и 34% в остальных миллионниках стали реже туда ходить. При этом всего за последние полгода ТЦ потеряли 3% посетителей. Большинство из них отказались от посещения по экономическим причинам — рост цен вынуждает пересмотреть траты и экономить. Причем ситуация в Москве в этом не отличается от других крупных городов.
Так, 53% опрошенных рассказали, что стали реже покупать одежду и обувь; 40% — товары для дома и интерьера; 35% — косметику и аксессуары.
Кроме снижения частоты покупок, уменьшается число посещений кинотеатров, фудкортов и салонов красоты. На этих же категориях люди начинают экономить, даже если всё еще продолжают посещать торговые центры. И примерно пятая часть респондентов стала выбирать другие места для встреч с друзьями.
«Торговые центры давно перестали быть местом, объединяющим под одной крышей магазины, рассказывает Ирина Бардадымова, руководитель исследовательской группы Tiburon Research. — 80% посетителей идут туда за покупками — но две трети при этом регулярно посещают фудкорт, каждый третий заходит в кинотеатр или просто встречается там с друзьями. Почти каждая четвертая женщина посещает салоны красоты на территории ТЦ, а более 10% мужчин — фитнес-клубы или другие спортивные площадки. Но сейчас мы видим, что этих активностей становится все меньше».
Для половины москвичей посещение торговых центров потеряло смысл в связи с уходом ряда иностранных брендов — 25% отмечают сокращение ассортимента. Причем для мужчин эти факторы оказались более важными, чем для женщин. Это может быть связано с тем, что им сложнее находить альтернативу (далеко не у всех марок есть мужская линия).
«Будущее торговых центров зависит от того, на какие шаги готовы пойти их владельцы и бренды, — комментирует Ирина Бардадымова. — Сейчас покупатели ждут возвращения компаний, из-за которых они посещали ТЦ ранее, поэтому пока им будет сложно переключиться на новые марки. Тем не менее, непреодолимых барьеров тут нет: без восторгов, но люди готовы к новым брендам, которые могут открыться на месте привычных магазинов. Прежде всего, доверие вызывают новые российские и турецкие фирмы, а также Китай, Индия, Бразилия».
Об исследовании
Компания Tiburon Research провела репрезентативный опрос 1000 жителей крупных российских городов в возрасте от 16 до 55 лет. Сбор данных проходил с 12 по 16 сентября 2022 года с использованием собственной онлайн-платформы.