В 2023 году Россия стала лидером среди десятков других государств по количеству компаний, созданных в Узбекистане.
В первом квартале здесь зарегистрированы 243 российских предприятия. На втором месте находятся китайские инвесторы, а на третьем – турецкие. Страна богата запасами золота, природным газом и ураном. На постсоветском пространстве бывшая республика входит в тройку крупнейших экономик.
В текущем году узбекские аналитики предсказывают рост ВВП до 5,1%. Таких показателей невозможно было бы достичь без вливания иностранного капитала. А в 2022 году российская группа компаний «МОНТРАНС» открыла офис в Ташкенте. Отечественные разработчики и интеграторы телематического оборудования предлагают узбекским топ-менеджерам автопарков цифровые решения для управления предприятиями.
Эркин Мухамедов, начальник управления транспортных механизмов VEOLIA Energy (Ташкент), говорит: «Сегодня у нас цифровизации как таковой нет. Все отчеты делаются на бумаге по нормативам. То, что предлагает для нас «МОНТРАНС», для нас это новинка».
«Цифрра» проникает во все отрасли экономики Узбекистана. В автопарках внедряют облачные сервисы, а в сельском хозяйстве даже хлопок стали собирать только после получения аналитических отчетов.
Александр Захаров, инженер ООО «ЛЭМЗ-Т» (Томск), подчеркнул: «У нас есть разработки, как на основе искусственного интеллекта обучить систему слежения за транспортными потоками с выделением каких-либо групп машин: легковых, грузовых, автобусов. Это возможно реализовать не только для транспорта, но и в энергетике, в промышленности и в сельском хозяйстве. Например, на выставке ко мне подошел посетитель и попросил определить стадию созревания хлопка на полях. То есть, нужно облететь на квадрокоптере поля и с помощью видеосъемки оценить процент раскрытия коробочек, чтобы выяснить, можно собирать хлопок или нет».
Автомобильная промышленность Узбекистана может составить конкуренцию многим странам мира. Здесь работают несколько совместных предприятий по производству легковых и грузовых автомобилей, автобусов и тракторов. Иностранные компании MAN, Daewoo, Isuzu вложили инвестиции в запуск конвейеров. Но не всегда новая техника отвечает требованиям. Во многих случаях транспорт приходится оснащать телематикой. Так, например, российская компания предлагает узбекским коллегам цифровое решение MONTRANS.ANALYTICS, которое принципиально меняет подход к управлению автопарками.
Мария Озолиня, инженер-программист АО «АГМК» (Ташкент), сообщила: «Мне понравился сервис MONTRANS.ANALYTICS. Он объединяет множество систем и модулей в единую платформу, где мы можем увидеть актуальные данные, начиная от каждой единицы транспорта и заканчивая водителями. Предприятиям это принесет доход и облегчение многих производственных процессов. Это решение будет полезным для частных компаний и для госсектора».
Восточный менталитет накладывает свой отпечаток на манеру вождения. Но, впрочем, как и в России, некоторые узбекские водители не соблюдают режим труда и отдыха, превышают скорость, позволяют себе курить за рулем и разговаривать по телефону. Для таких перевозчиков российские разработчики приготовили еще одно решение — MONTRANS.DVR. Система контролирует состояние водителя и помогает ему избежать опасных ситуаций. В российских автопарках уже наработана статистика, когда после оснащения такими устройствами в течение года на предприятиях не было зафиксировано ни одного ДТП.
Рустам Шамурадов, первый заместитель председателя АО TOSHSHAHARTRANSXIZMAT (Ташкент), сказал: «Если мы избежим даже одной аварии, мы окупим установку 30 комплектов системы помощи водителю MONTRANS.DVR. Например, у нас в автопарке 1900 автобусов и у нас аварии происходят почти ежедневно. Эту ситуацию нужно менять. А когда в салоне пахнет табачным дымом или когда водитель пользуется телефоном, это вызывает негативную реакцию у людей. Это понижает доверие к пассажирским перевозкам».
Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС», резюмирует: «Цифровизация в Узбекистане набирает обороты. Если оценивать состояние автопарков, то в основном это базовый мониторинг транспорта, контроль топлива, работа с учетными системами 1С, ASP или Oracle. Наибольший интерес у руководителей вызывают система контроля состояния водителя и система аналитики. Данных, которые получают от систем мониторинга, не хватает, чтобы построить аналитические отчеты. Попытки получить аналитику в 1С приводят к множеству ошибок. То решение, которое мы представили партнерам из Узбекистана, вызвало у них живой интерес. Сейчас мы ведем переговоры по масштабированию новых проектов и до конца года эти проекты войдут в активную фазу».