«Рексофт Консалтинг», подразделение трансформационного и стратегического консалтинга группы «Рексофт», провел исследование.
Елена Короткова, аналитик
Оно касается проблематики, с которой сталкиваются Data-специалисты российских компаний в ходе разработки и внедрения цифровых решений на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Материал также содержит обзор возможных путей преодоления возникающих трудностей.
Компания провела глубинные интервью с экспертами, а именно с техническими директорами, CDO, руководителями направлений и команд Data Science, Data Science специалистами, разрабатывающими и внедряющими цифровые решения на базе ИИ в различных отраслях экономики. Цель – понять, с какими проблемами они сталкиваются сегодня. В опросе приняли участие представители промышленности, медицины, финансового сектора, ритейла и ИТ-компаний.
По результатам интервью были выделены 5 ключевых областей, в которых сосредоточены основные трудности, не позволяющие эффективно внедрять ИИ-решения в российских компаниях:
- Взаимодействие Data-специалистов с бизнес-заказчиком
- Данные
- Управление разработкой и технологии
- Передача в эксплуатацию и поддержка ИИ-решений
- Поиск, удержание и развитие Data Science специалистов
Среди наиболее частых причин возникновения трудностей при взаимодействии Data-специалистов с бизнес-заказчиком называются такие: завышенные ожидания бизнеса, нежелание бизнеса трансформироваться, неадаптированная корпоративная культура. Наиболее остро они проявляются в случае, если бизнес инвестирует в ИИ, но не достигает эффекта и испытывает затруднения с приживаемостью решений. Для их успешного внедрения необходимо быть готовыми трансформировать свою операционную модель.
В блоке Данные фигурируют такие корневые причины, как недостаточный уровень автоматизации бизнес-процессов, низкий уровень зрелости инфраструктуры данных, низкое качество исходных данных и длительный процесс их получения, неадаптированные для цифровых решений на базе ИИ процессы сбора и управления данными. Трудности, связанные с данными, всегда охватывают не только ИИ-разработку, но и всю компанию из-за отсутствия единых требований и настроенных процессов. Проблематика в данных характеризуется тезисом «новые проблемы, старые решения». Прежде чем приступать к Data Science, необходимо отладить и адаптировать процессы, связанные с управлением данными.
Технологический стек для разработки решений на базе ИИ постоянно меняется и развивается. Здесь Data-специалисты выделяют отсутствие стандартов ИИ-разработки и гибкого подхода при прототипировании ИИ-решений, а также отсутствие сформированного подхода к работе с внешними разработчиками ИИ-решений.
В сегменте передачи в эксплуатацию и поддержки ИИ-решений специалисты отмечают отсутствие выстроенного процесса передачи в эксплуатацию и четких критериев приемки решений, а также то, что подходы ИБ не адаптированы к внедрению решений ИИ и оценке его рисков. Для минимизации барьеров, с которыми сталкиваются компании при масштабировании пилотных ИИ-решений, необходимо заранее договариваться о критериях успеха и продумывать модель поддержки. Критически важно до старта проекта определить и согласовать подход к оценке экономического эффекта со всеми заинтересованными сторонами, а также выстроить долгосрочную систему мотивации вовлеченных сотрудников, чтобы избежать трудностей с приживаемостью решений.
Особенную озабоченность у опрошенных экспертов вызывает задача поиска, удержания и развития Data Science специалистов. Существующие во многих российских компаниях HR-процессы поиска, найма, адаптации и удержания персонала не адаптированы для Data-специалистов. Недостаток Т-shape специалистов обостряет разрыв между бизнесом и Data Science. HR в сложившейся ситуации не понимает, как развивать последних и адаптировать первых. Организационные структуры и функционально-ролевые модели ИТ во многих российских компаниях не успели адаптироваться к системному внедрению решений на базе ИИ, что размывает распределение ответственности и роль Data-специалистов.
Подводя итоги исследования, Алексей Богомолов, директор практики «Стратегия трансформации» «Рексофт Консалтинг», сказал: «ИИ часто воспринимается как «модная игрушка», при этом упускается самое главное – ИИ должен давать компании системный трансформационный эффект. Необходимо создание технологической и организационной базы для системного развития цифровых продуктов от прототипирования до получения эффекта. Здесь стоит задуматься над созданием «цифрового конвейера» вкупе с бизнес-трансформацией самой компании. В результате ИИ должен стать понятной и привычной технологией для бизнеса – повседневным рабочим инструментом, интегрированным в бизнес-системы, такие, как ERP м CRM-системы и аналитику».
Полное исследование можно запросить индивидуально по ссылке.
О компании
«Рексофт Консалтинг» — подразделение в Группе «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг.
Эксперты «Рексофт Консалтинг» участвуют в формировании стратегий роста и выхода на новые рынки для ведущих иностранных и российских компаний в ключевых индустриях экономики, таких как производство потребительских товаров и услуг, ритейл, автомобильная, сельскохозяйственная, металлургическая, нефтегазовая банковская и страховая. Команда «Рексофт Консалтинг» обладает большим опытом трансформации бизнеса от разработки стратегии и операционной модели до внедрения изменений, существенным опытом в сфере организации цепочек поставок, планирования, имеет компетенции в области бизнес- и технологического консалтинга, построении систем управления данными и продвинутой аналитики.