Количество публикаций в российских СМИ на тему кибербезопасности за десять лет — с 2014 по 2024 год — увеличилось в 18 раз, с 12 до 221 тысяч.
Это следует из совместной аналитики системы оценки репутации СКАН Интерфакс и ГК «Солар». В ходе анализа было изучено более 60 тысяч российских медиа, включая радио, газеты, журналы, онлайн-издания, отраслевые порталы и тематические блоги.
Резкий скачок роста публикаций по теме произошел в 2017 году: он был обусловлен массированными атаками шифровальщиков WannaCry, ExPetr и BadRabbit, которые затронули работу множества компаний в России и мире. Также значительный интерес к теме наблюдался в 2021 году в связи с крупными утечками данных, атаками программ-вымогателей и DDoS-атаками. Тренд сохранился и в 2022 году: главным изменением ландшафта киберугроз с февраля 2022 года стал лавинообразный рост атак на российские компании и государственные организации, что отразилось на медиаполе.
В 2024 году продолжился рост публикаций: показатель превысил рекордную цифру, зафиксированную в 2021 году. В 2024 году наиболее активно в контексте темы упоминались компании-представители финансовой отрасли, ИТ и телекома. Эти данные коррелируют и со статистикой атак: по данным центра исследования киберугроз Solar 4RAYS за десять месяцев 2024 года, число отраслей экономики, в которых работают атакованные организации, выросло с 4 до 16. В топе госорганы, промышленность и телеком. При этом количество инцидентов, расследованных командой Solar 4RAYS за десять месяцев 2024 года, выросло почти на 45% в сравнении с тем же периодом 2023 года.
Статистика подтверждает, что тема кибербезопасности становится все более значимой как для бизнеса, так и для общества. Среди лидеров рейтинга упоминаемости компаний в медиа в данном контексте — Ростелеком, Сбер и МТС. Основные темы, которые получили наибольшую заметность в медиаполе — запуск решений и сервисов в сфере ИБ, участие в просветительских проектах в области киберграмотности и опыт компаний в обеспечении безопасности инфраструктуры и клиентов.
Юлия Ганина, PR-директор ГК «Солар», говорит: «Последние пять лет стали уникальными для сферы кибербезопасности. Мы видим, как и бизнес, и граждане начинают более осознанно относиться к этой теме, они готовы вкладываться в ее развитие, растет спрос на обучение: как повышение квалификации ИБ-офицеров и смежных специальностей, так и осведомленность о киберрисках для топ-менеджеров и рядовых сотрудников. Мы поддерживаем эти изменения. «Солар» предлагает соответствующие решения для развития профессионалов, а также как социально ответственная компания осуществляет ряд проектов по повышению цифровой грамотности среди населения и открыто делится экспертным мнением и знаниями о киберландшафте с общественностью».
Юлия Михайлова, директор СКАН, подчеркнула: «Растущий интерес к теме кибербезопасности отражает все большее значение, которое она имеет для бизнеса. В соответствии с этим трендом, пользователи СКАН-Интерфакс не только отслеживают упоминания компаний и тем в медиа, но и оценивают риски, в том числе связанные с информационной безопасностью. Мы автоматизировали процесс проверки компаний, создав карту репутационных рисков. Она показывает срез негативных факторов, которые фигурируют в публичном поле вокруг компании. Риски сгруппированы по темам и, в зависимости от цвета, можно понять, каких рисков было больше в инфополе. Для оценки индекса риска используется отношение негативных упоминаний к позитивным и нейтральным, при этом также учитывается и вес источника. Достаточно просто ввести ИНН компании и получить оценку рисков по юрлицу и значительно сэкономить время на ручной поиск, а время играет критическую роль в противодействии цифровым угрозам».
Фото: пресс-служба ГК «Солар»