Мультимедийная книга для мобильного устройства: тенденции и перспективы

Одновременно с активным развитием рынка программного обеспечения для мобильных устройств развивается и рынок контента. Магазины мобильных приложений предлагают покупателям приложения для чтения книг и для прослушивания музыки, а также приложения со вшитыми PDF-версиями журналов. Однако распространение контента через магазин – не единственная возможность, которую предоставляют смартфоны и планшеты. Принципы работы устройств позволяют разработчикам создавать новые форматы контента, экспериментировать и находить новые решения для создания продукции.

Рынок электронных книг, стабильно растущий в России на 100-200% в год, постепенно меняет формат в сторону мобильных приложений для планшетов и смартфонов. Основные тенденции сегодня — это одновременный рост рынка электронной книги, который в 2013 г. занял уже 1% от всего книжного рынка России, и рост количества мобильных приложений-каталогов в онлайн-магазинах.

Например, в первом полугодии 2013 г. приложение «Читай!», мегамаркета электронных книг «ЛитРес», закрепилось на ведущих позициях рейтинга российского сегмента магазина AppStore, опередив iBooks — самое популярное мировое приложение для чтения. Массово выпускают мобильные книжные приложения и сильные игроки рынка e-commerce, такие как Озон, а сами магазины приложений создают собственные каталоги книг. В России таким каталогом обладает только Google Play, но, думаю, что появления аналогичной модели продаж в российском AppStore скорее всего, осталось ждать недолго. Основными бизнес-моделями для реализации цифрового контента в магазинах приложений являются продажи книг и продажи подписки – доступа к чтению книг за фиксированную ежемесячную плату.

Одной из интересных тенденций развития является создание уникальных интерактивных приложений-книг. Первыми идею создания мобильных версий изданий в России подхватили СМИ:сейчас почти каждое серьезное издание имеет версии для iOS и Android. Отмечу, что в перспективе все большее влияние на данный сегмент будет оказывать повышенное внимание разработчиков мобильных приложений к интерактивным книгам, так как это позволяет реализовывать все больше возможностей технологий, например по интеграции в продукт видео, аудио, и других интерактивных элементов. Количество таких приложений в магазинах выросло на 300% с 2011г.

Подавляющее большинство этих книг – детские, и мультимедиа используется в них в качестве дополнительных, развлекающих ребенка, элементов. Интерактивные книги как продукт пока вызывают сомнение и у покупателя, и у производителя во многом потому, что непонятна сама цель присутствия интерактивных элементов в книге. Наибольшей популярностью пользуются классические детские сказки с играми и интерактивными иллюстрациями, однако, как правило, образовательной ценности такие книги в себе не несут и редко оказываются в лидерах продаж.

Новый шаг в разработке концепции интерактивной книги был сделан компанией Enaza, которая выпустила в 2013г. первую взрослую интерактивную книгу в русскоязычном AppStore, магазине приложений для устройств на iOS — роман В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота».

В Enaza интерактивная книга понимается как цельный продукт, в котором любые интерактивные элементы несут не только развлекательный, но и образовательный и иллюстративный характер, что позволяет придать произведению новое звучание. В приложении «Чапаев и Пустота» главная задача всех поддерживающих элементов — дать читателю возможность погрузиться в атмосферу произведения и эстетику описываемой эпохи путем знакомства с ее предметным миром. Каждый интерактивный элемент на странице – маузер, автомобиль, фотоаппарат – иллюстрируют внешний вид и действие реальных предметов эпохи Василия Ивановича и Петьки. Таким образом, читатель получает книгу не только иллюстрированную художественными материалами, но и несущую в себе дополнительную культурную и историческую составляющую.

Концепция продукта была представлена в июле 2013г., когда приложение вышло в AppStore. За три месяца книга была скачана более 13 000 раз, при этом попав в топ-10 таких стран как Россия, Израиль, Латвия и Германия. В сентябре 2013г. книга попала в шорт-лист национальной премии «Книга года-2013», учрежденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в номинации «Электронная книга».

Какие же сдерживающие факторы влияют на развитие рынка интерактивных книг в России? Во-первых, из-за отсутствия технологической базы, которая позволила бы оптимизировать производство мультимедийной продукции, трудно давать долгосрочный прогноз рынка интерактивных книг-приложений. Во-вторых, сказывается традиционная проблема российского рынка электронного контента:высокий уровень пиратства и свободный доступ к нелегальной продукции.

Если проблема пиратства может быть эффективно решена только на государственном уровне, то снижение стоимости разработки и ускорение процесса создания может быть достигнуто засчет разработки и выпуска новых решений и платформ для создания мультимедийных цифровых изданий. На данный момент существует ряд решений, адаптированных по большей части под периодические издания, однако при работе с ними невозможно создание книги большого объема, кроме того, в этом формате существует ряд технических ограничений на создание интерактивных элементов. Возможности существующих решений сильно ограничены, а ценовая политика не позволяет снизить стоимость разработки, и именно поэтому большинство издателей предпочитает обращаться к компаниям-разработчикам приложений.

Компания Enaza, как автор собственной концепции интерактивной книги, с целью оптимизации производства готовит к выпуску редактор интерактивных книг и изданий с возможностью встраивания мультимедиа и сборкой интерактивных элементов непосредственно внутри редактора без необходимости встраивания отдельно написанных виджетов в тело книги. Эта опция позволит создавать полноценную интерактивную книгу без участия программиста. Редактор запланирован к выходу на рынок в декабре 2013г.

Алена Соснина

руководитель направления «Книги» компании Enaza

Похожие записи