Остаемся на связи и развиваем бизнес, несмотря ни на что
Системный интегратор CTI провел опрос и проанализировал, как изменилась рабочая среда в условиях борьбы с COVID-19, какие проблемы пришлось преодолеть пользователям и какие преимущества они получили в процессе использования новых средств связи и форматов совместной работы.
Результаты исследования продемонстрировали, что будущее трудовых коллективов неразрывно связано с применением видеоконференцсвязи (ВКС) и современных решений в области объединенных коммуникаций. За 2020 год продажи этих решений продемонстрировали взрывной рост. Это связано с тем, что в большинстве компаний работники не торопятся возвращаться в офисы, а совещания и бизнес-встречи проходят дистанционно.
Лев Берг, известный географ и биолог, утверждал, что эволюция происходит скачкообразно, являясь развитием уже существующих задатков. Эта концепция как нельзя лучше описывает ситуацию, в которой оказалось человечество перед лицом пандемии COVID-19, бросившей ему вызов. Она стала виновником и – вместе с тем – стимулом грандиозных перемен в техническом развитии цивилизации.
Люди продолжают работать и учиться, ведут переговоры и заключают сделки, устраивают мозговые штурмы и дружеские встречи. Поддерживать прежний ритм – деятельности, взаимоотношений, творчества – нам позволяют инструменты для цифрового взаимодействия, предлагающие пользователям качественно новый образ жизни. Потребность в таких решениях в качестве связующих звеньев, способных сохранить и преумножить имеющиеся возможности, возросла многократно.
В опросе, проведенном компанией CTI, приняли участие 293 ИТ-эксперта бизнес- и ИТ-компаний. На вопросы ответили ИТ-инженеры, системные администраторы и ИТ-руководители из компаний разных отраслей экономики.
«В начале локдауна не все осознавали, что мы входим в новую эру, где дистанционная работа — это уже не экзотика, а суровая повседневность, — говорит Денис Липский, архитектор ИТ-инфраструктуры FBK Grant Thornton. — Системы видеоконференцсвязи и решения в области объединенных коммуникаций встали в один ряд с самым необходимым и часто используемым программным обеспечением в повседневной деятельности».
Половина опрошенных CTI заявили, что в их компаниях 90% сотрудников были переведены на удаленную работу во время пандемии. Эта цифра подтверждает общую тенденцию и данные аналитических исследований, проведенных другими компаниями. Так, по данным РАЭК совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft, в России в разгар пандемии 54% российских компаний перешли на удаленный режим работы. Кратно увеличилось число удаленных сотрудников во всех отраслях – от образовательных учреждений до крупных корпораций.
При этом после локдауна вернулись в офис далеко не все. В ходе опроса 53% респондентов заявили, что после прекращения режима самоизоляции работать в офисах продолжили менее 20% сотрудников.
По данным проведенного CTI исследования, 40% респондентов проводят ВСЕ совещания в формате видеоконференции. 34% – используют гибридный подход, совмещая очный и удаленный форматы совещаний, и только 26%, как и прежде, проводят встречи в офисе, но теперь – с соблюдением правил социального дистанцирования и усиленных мер безопасности.
По прогнозам Gartner, к 2024 году лишь 25% совещаний будут проводиться очно, причем до начала 2020 года их доля составляла 60%.
По данным аналитической компании IDC, признанные лидеры рынка объединенных коммуникаций и совместной работы — Microsoft и Cisco, на третье место повсеместная удаленка вывела Zoom. В этом же отчете указано, что в третьем квартале 2020 года объем продаж средств объединенных коммуникаций и совместной работы в мире вырос до 12,2 млрд долл. Эта цифра на 26,7% превышает данные третьего квартала 2019 года.
Использование сервиса Cisco Webex в России в 2020 году выросло почти на 100% по сравнению с показателями 2019 года, а востребованность сервиса Zoom повысилась на 63% в сравнении с аналогичными показателями предыдущего года.
Растет востребованность решений, созданных российскими ИТ-компаниями. Например, компания Space X использует для коммуникаций решение разработчика из Санкт-Петербурга TrueConf. Ожидается дальнейший рост спроса на облачные объединенные коммуникации, так как компании в период восстановления после пандемии продолжат активно реализовывать проекты цифровой трансформации и построения рабочей среды будущего.
По результатам проведенного CTI опроса, среди облачных сервисов, которые применяются в компаниях респондентов, голоса распределились следующим образом: 45% используют Zoom и столько же – Skype, на втором месте – Cisco Webex (17%). Далее следуют облачная телефония (13%), Microsoft Teams (12%) и Google Hangouts (8%).
Одновременно с этим на портале госзакупок наблюдалось снижение общего объема закупок систем видеоконференцсвязи (с ₽4,276 млрд в 2019 г. до ₽2,859 млрд в 2020 г.). Причиной этого спада послужило массовое предоставление вендорами бесплатных версий продуктов для удаленной работы: таким образом большинство поставщиков поддерживали предприятия в кризисной ситуации. В ходе такого тестового периода компании оценивали, выдерживает ли оборудование должную нагрузку, соответствует ли требованиям информационной безопасности, обладает ли необходимыми функциями.
«Технологии совместной работы лежат в основе успеха любого бизнеса, – рассказывает Татьяна Белей, директор по маркетингу системного интегратора CTI. – Чтобы оказать поддержку бизнесу в трудный 2020 год, CTI совместно с российскими и зарубежными вендорами предоставили предприятиям бесплатные лицензии на ПО, которое было больше всего востребовано. Конечно же, это были решения по видеоконференцсвязи, информационной безопасности, VPN и т.д. Так, например, число запросов на пробную версию Cisco Webex в период с марта по август 2020 года выросло в 3 раза».
Исследование CTI позволило выявить факторы, которые имеют первостепенное значение для пользователей при организации онлайн-совещаний в кругу сотрудников или партнеров.
Выяснилось, что для большинства респондентов – 67% – решающим является качество видео и звука. Для 59% опрошенных наибольшее значение имеют конфиденциальность данных и безопасность соединения.
47% специалистов особенно ценят возможность запуска конференции с любого устройства без необходимости устанавливать дополнительные приложения.
«Вопросы качества видео выходят на первое место, — говорит Владимир Жаров, руководитель направления «Унифицированные коммуникации и речевой дилинг» Альфа-Банка. — Поэтому на удаленных рабочих местах при участии в конференциях мы не рекомендуем использовать Wi-Fi диапазона 2,4 ГГц, он перегружен. Также на качество видеоконференцсвязи негативно влияет использование VPN-клиентов».
Какой вид коммуникаций оказался самым популярным при работе на удаленке?
По данным опроса, обмен сообщениями в мессенджерах WhatsApp, Telegram, Facebook Messenger возглавил рейтинг наиболее популярных инструментов: почти половина опрошенных (47%) отнесли его к числу ключевых.
На втором месте рейтинга находятся сообщения, пересылаемые по электронной почте (38%), на третьем – видеовызовы в мессенджерах WhatsApp, Telegram, FB Messenger (34%).
Наименее популярными, по мнению опрошенных, являются видеозвонки в Skype (9%), звонки, осуществляемые с помощью корпоративной IP-телефонии (8%), а также видеоконференции, чаты и звонки в Microsoft Teams (6%).
Использование новых способов взаимодействия сопряжено с рядом сложностей, с которыми сталкиваются пользователи. Специалистов спросили, какие недостатки в средствах коммуникаций отмечают сотрудники их компаний. 37% респондентов в качестве основной проблемы назвали низкое качество связи при осуществлении видеозвонков, 22% подвергли критике необходимость переключения между разными инструментами, 20% испытывали неудобства из-за отсутствия возможности записать конференцию или получить доступ к уже сделанной записи.
При этом, технологические недостатки можно компенсировать грамотным менеджментом. «Большое количество людей планируют встречи одновременно в «круглый час», например, утром в 9:00 и в 10:00, чем создают стрессовые пиковые системные нагрузки и риски деградации качества, — говорит Владимир Жаров. — Избежать этого легко позволяет гибкое планирование совещаний и использование стриминга в части сценариев».
«Ликвидировав жесткую привязку сотрудников к офисам, пандемия послужила триггером цифровой трансформации коммуникаций, – говорит Альберт Исламов, директор департамента коммуникационных сервисов CTI. – Этим объясняется повышенный спрос на решения для организации совместной работы. Такие сервисы позволяют выполнять производственные задачи вне зависимости от местонахождения специалистов. Вместе с тем растут требования пользователей к качественным характеристикам используемых продуктов. Будучи лидером на российском рынке интеграторов по внедрению решений в области унифицированных коммуникаций, CTI предлагает клиентам широкий ассортимент сервисов – от несложных систем видеоконференций до умных переговорных комнат с использованием искусственного интеллекта. Функционально существующие решения удовлетворяют практически любым потребностям. Если грамотно внедрить их и настроить, то возможности рабочих команд станут поистине безграничными».
Тенденция перехода к удаленному или гибридному стилю работы сохранит актуальность и в дальнейшем. Клиенты все чаще проявляют интерес не к отдельным функциям, а к более современным и интегрированным разработкам. «Видеоконференцсвязь в качестве ИТ-продукта уже давно развивается не как отдельное направление, – поясняет Альберт Исламов. – На сегодняшний день это часть комплексной экосистемы технологий для продуктивной совместной работы».
«В настоящий момент к старому формату офисной работы вернулись только 20% сотрудников нашей компании, — говорит Денис Липский. — Часть осталась полностью работать на удаленке, в основной массе сотрудники предпочитают работать в гибридном режиме, отдавая предпочтение хоум-офису».
«Для нас вопрос создания и развития инфраструктуры, способной адаптироваться к меняющимся условиям и служить надежной защитой инвестиций, становится ключевой задачей в долгосрочном планировании, — говорит Владимир Жаров. — Видеоконференцсвязь уже давно стала значимым инструментом для эффективного и оперативного управления банком. Реалии 2020 года многократно подчеркнули ее важность не только для банковской, но для всех остальных сфер бизнеса».
Технологии объединенных коммуникаций глубоко проникли в рабочую среду всех отраслей экономики. Компании, производящие оборудование для удаленного взаимодействия, получили мощный стимул для развития и совершенствования своих продуктов.
Использование объединенных коммуникацией позволяет сокращать издержки компаний и расширять возможности сотрудников. Бизнес-процессы становятся более гибкими, рутинные операции легче автоматизировать, можно значительно уменьшить расходы на аренду помещений, организацию и обслуживание рабочих мест. Вместе с тем сотрудники получили шанс достичь баланса между карьерой и личной жизнью. Имея в арсенале высокотехнологичные инструменты коммуникации, они могут эффективнее работать и уделять больше внимания близким. Мир меняется, но жизнь – продолжается.
О компании
Компания CTI – ведущий системный интегратор, поставщик ИT-решений и облачных услуг на территории России и стран СНГ. Входит в ТОП-30 крупнейших ИТ-компаний по показателю эффективности ведения бизнеса по версии CNews и в 25 лучших системных интеграторов России по версии CRN/RE. Компания имеет более чем 18-летний опыт реализации и поддержки комплексных проектов различного масштаба и уровня сложности по таким направлениям как бизнес-коммуникации и контакт-центры, телекоммуникационные и сетевые решения, информационная безопасность, центры обработки и хранения данных, Интернет вещей, системы видеонаблюдения и аналитики, комплексный аутсорсинг.
CTI создает и внедряет различные продукты для решения широкого круга бизнес-задач на основе собственных технологических разработок, а также продуктов ведущих мировых IT-вендоров: Cisco, HPE, Dell Technologies, VMware, NetApp.