Европейский комитет по электронным средствам связи рассмотрел вопрос государственного регулирования использования радиочастотного спектра в Российской Федерации

В период с 18 по 21 мая 2004 года в Санкт-Петербурге проведено 21-ое собрание Проектной группы РТ22 (рабочая группа «Управление спектром») Европейского комитета по электронным средствам связи (ЕСС) Европейской конференции администраций почт и электросвязи (СЕПТ).

В собрании приняли участие 42 представителя 21-ой администрации связи стран Европы (Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Испания, Италия, Латвия, Нидерланды, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария). Делегацию Администрации связи России представил Михаил Зыбин, заместитель директора ФГУП «Главный радиочастотный центр». На собрании были рассмотрены вопросы по разработке и использованию технических и административных процедур по управлению использованием радиочастотного спектра. Проведение собрания позволило обсудить вопросы повестки дня, обменяться точками зрения и опытом работы, познакомиться с состоянием и планами по развитию системы радиомониторинга в различных странах Европы, а также с оборудованием, используемым для радиомониторинга. Со стороны российской делегации были представлены сообщения о деятельности радиочастотной службы в данном направлении, а также типовые образцы радиоконтрольного оборудования и программного обеспечения, используемые в Российской Федерации. Данные сообщения и представленное высокотехнологичное оборудование получили высокую оценку участников собрания и председателя Проектной группы FM PT22 CEPT г-на Ральфа Траутманна.

С докладом на тему: «Государственное регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации» выступил заместитель директора ФГУП «Главный радиочастотный центр» Зыбин М. А.


«Государственное регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации»

Актуальность государственного регулирования использования радиочастотного спектра в Российской Федерации обуславливается:

  • необходимостью обеспечивать международно-правовую защиту отечественных радиослужб и национальных производителей радиоэлектронного оборудования в свете усиливающейся интеграции России в мировое сообщество и предстоящего ее вступления в ВТО; —
  • изменением политических, экономических и социальных условий, формированием новых приоритетов в развитии радиосвязи страны, (необходимостью удовлетворения общественных потребностей в современных услугах связи);
  • техническим прогрессом в развитии средств радиосвязи и ускоренными темпами их внедрения во все сферы деятельности;
  • устойчивой тенденцией к расширению категорий пользователей радиочастотным спектром (РЧС).

Основные принципы регулирования использования РЧС

Регулирование использования РЧС является исключительным правом государства и осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам (Государственной комиссией по радиочастотам, ГКРЧ) при федеральном органе исполнительной власти в области связи. В состав ГКРЧ входят представители всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств (РЭС) или высокочастотных устройств (ВЧУ) гражданского назначения во исполнение решений ГКРЧ осуществляет специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и РЭС при федеральном органе исполнительной власти в области связи (радиочастотная служба).

В основу использования РЧС положены следующие концептуальные принципы:

  • разрешительный порядок доступа пользователей к РЧС;
  • сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в РФ с международным распределением полос радиочастот;
  • право доступа всех пользователей к РЧС с учетом государственных приоритетов;
  • платность использования РЧС;
  • недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
  • конверсия РЧС;
  • прозрачность и открытость процедур распределения и использования РЧС.
  • организация эффективного общегосударственного контроля выполнения установленных законодательством правил использования РЧС и выявления источников помех;
  • установление ответственности потребителей РЧС за несанкционированное его использование или нарушение условий разрешений.
  • государственная регистрация средства связи и иных РЭС и ВЧУ, являющихся источниками электромагнитного излучения.

Распределение РЧС

Распределение РЧС осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и Планом перспективного использования РЧС радиоэлектронными средствами. Один раз в два года ГКРЧ рассматривает предложения радиослужб и операторов связи по их корректировке.

В Российской Федерации законодательно определены три категории полос радиочастот:

  • преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской и правительственной связи, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • преимущественного пользования РЭС гражданского назначения;
  • совместного пользования РЭС любого назначения.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала в двух последних категориях полос осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан РФ или российских юридических лиц.

Присвоению (назначению) радиочастоты или радиочастотного канала предшествует экспертиза электромагнитной совместимости и подготовка соответствующего заключения радиочастотной службы. Присвоение радиочастоты или радиочастотного канала осуществляться на 10 лет или на меньший заявленный срок.

Основными направлениями деятельности по управлению радиочастотным спектром являются:

  • рассмотрение заявок и подготовка экспертных заключений о возможности присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала;
  • учет присвоенных (назначенных) радиочастот и позывных;
  • обеспечение постоянной эксплуатационной готовности радиочастотного спектра;
  • согласование территориальных частотных планов, частотных присвоений, мест размещения РЭС с радиочастотными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации и федеральным органом исполнительной власти в области обороны;
  • ведение учета РЭС гражданского назначения;
  • радиоконтроль за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.

В 2003 году органами радиочастотной службы было оформлено более 4,4 млн. разрешительных документов.

Кроме указанных направлений деятельности, Администрация связи России проводит международную координацию частотных присвоений наземных РЭС с 24 администрациями связи зарубежных государств с общей протяженностью координационной зоны более 23 тыс. км.

В 2003 году Администрацией связи России:

  • получены от администраций связи зарубежных государств и направлены на рассмотрение в российские ведомства документы более чем по двум тысячам частотным присвоениям — из них скоординировано более полутора тысяч;
  • подготовлены и направлены в АС зарубежных государств документы по координации около трех с половиной тысяч частотных присвоений — из них скоординированы более чем две тысячи;
  • направлено в БР МСЭ 11020 карточек-заявок с целью внесения изменений в Планы и Международный справочный регистр частот (МСЧР);
  • направлены в БР МСЭ материалы на регистрацию 647 судовых станций России;
  • получено 68 заявок на координацию земных станций спутниковой связи. Из них 50 — скоординировано.

Организация радиоконтроля за исполь-зованием РЧС

Организация радиоконтроля за соблюдением порядка использования РЧС возложена на ГКРЧ. Практическую работу по радиоконтролю в рамках своих полномочий осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области связи, обороны, правительственной связи и информации, безопасности, охраны правопорядка.

Радиоконтроль является составной частью государственного регулирования использования радиочастотного спектра и международно-правовой защиты частотных присвоений (назначений) радиоэлектронным средствам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации.

Радиоконтроль осуществляется в целях:

  • проверки соблюдения пользователями радиочастотным спектром правил его использования;
  • выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и прекращения их работы;
  • выявления причин и источников радиопомех;
  • выявления нарушения порядка и правил использования радиочастотного спектра, национальных стандартов, требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • обеспечения электромагнитной совместимости;
  • обеспечения эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.

Силы и средства радиоконтроля, распределены по радиочастотным центрам семи федеральных округов, каждому из которых определена зона ответственности (территория на которой осуществляется радиоконтроль).

Радиочастотные центры федеральных округов являются базовыми. Они в достаточной степени оснащены стационарными, подвижными (мобильными) комплексами измерительного и радиоконтрольного оборудования, а также носимыми средствами радиоконтроля.

На радиочастотные центры федеральных округов возложена задача по организации радиоконтроля в 75 субъектах федерации (областях, краях и т.д.), в которых расположены региональные (локальные) подсистемы радиоконтроля. При необходимости, в субъекты федерации могут направляться подвижные средства радиочастотных центров федеральных округов для осуществления сложных радиоконтрольных мероприятий, в том числе при поиске и определении местоположения источников помех.

Кроме того по всей территории Российской федерации расположены 11 измерительно-пеленгаторных центров, обеспечивающих радиоконтроль в ОНЧ-ВЧ диапазонах.

Общее управление радиоконтролем осуществляет «Главный радиочастотный центр», располагающийся в Москве, а вопросы координации различных систем радио- и радиотехнического контроля среди ведомств страны, а также на международном уровне осуществляет Минтранссвязи России.

Радиоконтроль организуется и проводится на регулярной основе в соответствии с текущими и перспективными планами, в том числе по заявкам пользователей радиочастотным спектром на выявление помех радиоприему.

Совершенствование системы радиоконтроля

Специфика распространения радиоволн и применение современных алгоритмов радиосвязи требует синхронизации и централизованной координации работы измерительно-пеленгаторных средств ОНЧ-ВЧ — диапазонов в процессе определения местоположения источников излучения.

В связи с этим, предполагается создание единой, автоматизированной синхронной пеленгаторной сети, которая должна обеспечивать:

  • электромагнитную доступность источников излучений ОНЧ-ВЧ диапазона на всей территории Российской Федерации;
  • синхронное по частоте, времени и пространству пеленгование источников излучений систем связи с программно (ППРЧ) и адаптивно перестраиваемой рабочей частотой (АПРЧ);
  • автоматическое изменение структуры пеленгаторной сети с возможностью использования любого требуемого числа пеленгаторов;
  • необходимое быстродействие, соответствующее характеристикам и протоколам информационного обмена современных систем связи ОНЧ-ВЧ диапазона.

Если говорить о спутниковых системах связи, то в процессе управления использованием орбитально-частотного ресурса (ОЧР), а также создания и последующей эксплуатации систем спутниковой связи (ССС) возникают проблемы, связанные с работой самовольно эксплуатируемых РЭС и возникновением недопустимых радиопомех. В связи с этим, в настоящее время рассматривается возможность создания подсистемы радиоконтроля над использованием ОЧР спутниковыми радиослужбами гражданского назначения.

Основной целью создаваемой подсистемы должно стать получение достоверной информации о соответствии реального состояния использования ОЧР разрешениям на эксплуатацию РЭС и формирование на этой основе предложений для надзорных органов.

Таким образом, в результате создания единой Государственной системы регулирования использования радиочастотного спектра, включающая в себя подсистемы контроля за излучениями радиоэлектронных средств, решения информационных и расчетных задач, экспертизы радиочастотных заявок, а также обеспечения международно-правовой защиты частотных присвоений радиоэлектронным средствам отечественных радиослужб, может быть существенно повышена эффективность использования радиочастотного ресурса страны в целом.

Похожие записи