Из облака на землю

Цифровизация общественного транспорта

В Москве эксперты обсуждают будущее общественного транспорта России.

Экономическая нестабильность, санкции и инфляция в этом году внесли свои коррективы в развитие отрасли. Машиностроительные заводы снизили объемы производства, а цены на некоторые модели автомобилей выросли до 50%. Представители Российского союза промышленников и предпринимателей и чиновники Министерства транспорта уверены, что цифровизация автопарков – одно из главных условий развития пассажирских перевозок. Однако облачные сервисы недостаточно быстро внедряются в системы управления предприятиями.

Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ»: «На повестке дня стоит вопрос интеграции пассажирского автобуса с городским АТС. Необходимо, чтобы автобус стал частью экосистемы. Чтобы он говорил, что ему нужно, чтобы ускорить движение или, чтобы сделать движение более безопасным. Я думаю, что следующий шаг это – сделать автомобиль частью цифровой системы. Чтобы он двигался не только от действий водителя, но и по командам системы ADAS. Если в последующем цифровизация транспорта перерастет в беспилотники, то я думаю, что на ралли «ДАКАР» боевых «КАМАЗов» это не коснется. В этом нет смысла. Это же соревнование человека и машины, а не только автомобилей. Если на ралли выйдут беспилотники, то это уже будет соревнование программистов, а не людей за рулем. Мне кажется, что «ДАКАР» — это не тот случай».

Цифровизация пассажирского транспорта должна охватить всех участников этой отрасли. Пассажиры смогут получить удобные и прозрачные платежные системы. Владельцы автопарков – контролировать поездки и состояние техники, а организаторы перевозок – муниципальные образования  получить инструменты для формирования схемы распределения транспорта по городским маршрутам.

Михаил Якимов, директор института Транспортного планирования Российской академии транспорта: «Инструментов, технологий, «железа» уже достаточно много. Требуется обработка и хранение большого объема информации. Мы боимся «влезть» в персональные данные, боимся утечек. С другой стороны – пытаемся все это аккумулировать и сидим, как «собака на сене», дрожим над этим всем. А достаточно министерству транспорта разработать регулятор, как работать с этой информацией».

 

Алексей Ставров, директор по развитию компании 1mt (г. Челябинск): «Прежде всего софтовые решения должны внедряться и объединяться в едином комплексе аналитики. Это будет следующий шаг, и мы в этом направлении идем. Мы приводим в соответствие свое программное обеспечение и уже вошли в реестр российских программных продуктов».

По данным операторов служб аренды автомобилей, одна машина каршеринга убирает с дорог до 5 личных автомобилей. По мнению экспертов, чтобы реализовать модель «Мобильного города», нужно развивать все направления пассажирских перевозок.

Евгений Николаев, генеральный директор ООО «КОМЬЮТ»: «Общественный транспорт — это не только автобус, но и такси, и каршеринг. Мы заинтересованы построить другую бизнес-модель, когда жителям предлагается комплекс услуг. Появляется выбор, и человек сам выбирает комфорт, скорость или цену поездки. В любом случае, эти услуги должны быть доступны во всех регионах России. Только так можно повысить комфорт городской среды. Не дискриминируя какие-либо услуги, а предлагая полный их комплекс».

Один из вопросов  – каким будет мобильный город после 2024 года? Сегодня автопарки создают цифровые двойники своих транспортных средств. В облачном сервисе в режиме онлайн видно, что происходит с техникой и какие шаги нужно предпринять, чтобы бизнес развивался. Эксперты предполагают, что цифровые копии транспортных средств в последствии могут стать прототипами беспилотной техники.

Павел Ройтберг, директор дирекции коммерческих проектов АО «ГЛОНАСС»: «Понятно, что за беспилотниками будущее. Насколько близкое – покажет время. Есть много вопросов по ответственности. Кто будет отвечать в случае ДТП – производитель, владелец или оператор облачного сервиса? Если транспортное средство управляется из облака, представьте, что кто-то его взломал. Это становится каким-то снарядом. Это важные вопросы, которые предстоит отработать».

По мнению участников отрасли, цифровизация транспорта в России продвигается, но не так быстро. В автопарках научились собирать данные с телематического оборудования, но не все знают, что дальше делать с этой информацией.

Станислав Емельянов, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «Мы уже неоднократно говорили, что нет проблем со сбором телематических данных, но когда же наступит следующий этап – аналитика этих данных. Нужна аналитика по пассажиропотоку, по работе механизмов, по загрузке техники на удаленных локациях. Как сегодня мы увидели, государственные компании все больше задумываются об аналитике. Это говорит о том, что на всех уровнях понимают ценность обработки данных. На основе аналитики руководители принимают правильные решения и получают оптимизацию работы подвижного состава, персонала и всего, что есть вокруг нас».

 

Похожие записи