Как избавиться от «цифрового неравенства»

Решить проблему цифрового неравенства в России можно только совместными усилиями операторов и государства. К такому выводу пришли участники круглого стола «Решение вопроса цифрового неравенства», организованном ИАА TelecomDaily в рамках деловой программы выставки «Связь-Экспокомм-2013».

В мероприятии приняли участие представители крупных операторов, а также Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Открыл круглый стол директор департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Дмитрий Алхазов. По его словам, цифровое неравенство в России является следствием трех факторов. В первую очередь, речь идет о большой территории страны с неравномерной плотностью населения: 80% населения живет на трети ее территории. Кроме того, отметил Дмитрий Алхазов, лицензии, выданные операторам, не имеют жесткого требования по 100%-ому покрытию. Третьим фактором существования цифрового неравенства является точечный подход к инвестициям: операторы инвестируют в те регионы, где работа экономически выгодна.

Решать проблему цифрового неравенства можно только в партнерстве с операторами, сказал Дмитрий Алхазов. Представители крупных операторов с ним согласились. По словам заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО «ЭР-Телеком» Михаила Воробьева, спрос на телекоммуникационные услуги в малых городах сильно уступает спросу в больших. «Даже в городах с населением менее 300 тыс. наша бизнес-модель не работает. Там необходимо использовать не такие, как у нас, технологии. Самостоятельно мы не планируем выходить в малые города. Однако если государство нам поможет, то мы готовы разворачивать сети и там», — сказал Михаил Воробьев.

Вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК) — руководитель блока «Доступ» Светлана Шамзон считает, что спрос в малых городах на услуги ШПД есть, особенно когда туда приходит федеральный оператор. Так, ТТК присутствует в 180 городах, из них 70 — это небольшие города. «Согласно нашей стратегии мы приходим в города, где проживает свыше 100 тыс. населения. Однако сейчас нам интересны и города с 50 тыс. жителей», — говорит Светлана Шамзон. При этом она отмечает, что поддержка государства при выходе в отдаленные населенные пункты необходима. Директор ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрий Багдасарян конкретизировал, что необходимо решать проблему беспрепятственного доступа в жилые и административные здания.

Доступ в малые города осложняет отсутствие сети у операторов до этих городов, говорит директор по клиентским решениям ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Антон Румянцев. Компания готова участвовать в частно-государственном партнерстве при выходе в небольшие города, если будет организована понятная схема взаимодействия и прописаны четкие правила игры.

Антон Румянцев отметил, что как только в небольших населенных пунктах будет стабильный доступ в интернет, появится и потребность в телевидении. Согласно данным TelecomDaily, число абонентов ШПД в России по итогам I квартала 2013 года составило 22,4 млн, проникновение услуги — почти 42 %. Всего на долю операторов, входящих в первую пятерку приходится 75% абонентов в стране. Так, у ОАО «Ростелеком» в I квартале 2013 года было 8,700 млн абонентов ШПД (в I квартале 2012 года – 8,436 млн), у «ВымпелКома» – 2,370 млн против 2,312 млн, у «ЭР-Телекома» – 2,560 млн против 2,266 млн.

В прошлом году к предоставлению услуг ШПД подключилось и ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), напомнил заместитель генерального директора по инвестиционному развитию Евгений Буйдинов. На данный момент у оператора более 2 тыс. абонентов широкополосного доступа и 70% из них — это клиенты, которые находятся в Московской области.

Коммерческий директор ЗАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор ТВ») Сергей Ставропольцев, продолжая тему цифрового неравенства в России, полагает, что часть населения так и не подключится к платному ТВ, а останется с государственным цифровым ТВ. Этот оператор активно работает в городах с небольшим населением. «Нами реализовано несколько комфортных схем для того, чтобы у любого абонента была возможность по разумной цене получить комплект спутникового телевидения», — говорит Сергей Ставропольцев.

По предварительным данным TelecomDaily, количество абонентов платного ТВ в России по итогам I квартала 2013 года достигло 31,7 млн (26,6 млн — по итогам I квартала 2012 года, 30,5 млн — по итогам 2012 года). Уровень проникновения услуги составил 59% (годом ранее было 50%, по итогам 2012 года — 56%). На долю крупнейших 8 операторов приходится 80% всего рынка платного ТВ.

Основной приток абонентов пришелся на «Триколор ТВ», которое подключило за I квартал 2013 года 300 тыс. абонентов. На втором месте «Ростелеком», за квартал увеличивший аудиторию на 200 тыс. пользователей. На третьем месте «Орион Экспресс» с приростом в 150 тыс. абонентов, что позволило ему обогнать «Акадо» и выйти на 5 место в списке компаний — лидеров рынка платного ТВ в России. Число абонентов «НТВ Плюс» не растет и находится уже более года на одной отметке.

Похожие записи