Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе
Правительство РФ утвердило правила предоставления услуги по сохранению номера при переходе от одного оператора к другому. В тестовом режиме данный сервис заработает с 1 декабря 2013 года, а полноценно функционировать начнет с весны 2014 года. Стоимость смены номера не должна превышать 100 руб., а максимальный срок переноса составляет девять дней.
Операторы «большой тройки» уже сейчас стали готовиться к вводу услуги по сохранению номера при переходе от одного мобильного оператора к другому (MNP). Дело в том, что для российского рынка характерен достаточно высокий уровень оттока абонентов, который сейчас наблюдается даже при отсутствии возможности переноса номера. За 1-й квартал 2013 года у МТС отток составил 9,5%, у Вымпелкома 15%. Мегафон не раскрывает соответствующие данные, но, по моим оценкам, в этом периоде показатель был на уровне 10-11%. Кроме того, замедляются темпы роста всего рынка мобильной связи. Например, проникновение сотовой связи в среднем по России на начало 2013 года составило 183%, лишь на 2,3% увеличившись за год. Эта тенденция приводит к тому, что операторы могут наращивать абонентскую базу в основном посредством перетока абонентов от конкурирующих компаний.
После ввода MNP с 1 декабря 2013 года, переток абонентов значительно усилится. Наибольшие потери в связи с этим понесет тот оператор, у которого на данный момент наибольший отток. Высокому спросу на MNP будет способствовать и низкая цена за перенос номера, не превышающая 100 руб.
В рамках подготовки к нововведению МТС совместно с Яндексом запускает сервис по отслеживанию качества связи на базе Яндекс.Карт. Новый сервис позволит МТС оперативно оптимизировать свою сеть, что, на мой взгляд, способно значительно повысить качество предоставления услуг.
Вымпелком также готовится к принятию нового сервиса. Однако стратегия этого оператора направлена главным образом на развитие розничного сегмента, по которому Вымпелком пока еще значительно отстает от основных конкурентов. На данный момент у компании около тысячи салонов, притом что у МТС — 4,5 тыс., а у Мегафона — 1,8 тыс.
Конкурентным преимуществом Мегафона по-прежнему является развитая сеть 3G. За 1-й квартал 2013 года сегмент передачи мобильных данных принес компании 17,6% выручки от услуг мобильной связи , то есть 10,4 млрд руб. МТС на этом заработали 16% выручки российского сегмента мобильной связи, или 10,1 млрд руб., а в выручке Вымпелкома передача мобильных данных формирует лишь 12,4% от российского сегмента мобильной связи, 7,2 млрд руб.
Отмена «мобильного рабства» более позитивна для МТС. Это позволит оператору продолжить наращивание абонентской базы темпами, превышающими среднеотраслевые. Дело в том, что в данном случае МТС выиграет за счет низкого текущего оттока абонентов, ввода сервисов по контролю качества услуг и хорошо развитой розничной сети.
Целевая цена для бумаги МТС — 287 руб., таргет по Мегафону — 920,4 руб., цель по Вымпелкому — $12,8 за ADS.