И зачем Chief Data Officer нужны в 68% компаний?
Когда в далеком 2002 году в компании Capital One появилась должность директора по данным (CDO, Chief Data Officer), многие задумались: это просто занимательная случайность или начало, на самом деле, чего-то стоящего?
Недавнее исследование агентства New Vantage Partners выявило, что количество директоров по данным стабильно растет. В 2012 году лишь у 12% компаний–участников исследования был директор по данным, а в 2019 году их процент вырос аж до 68%.
Очевидно, что роль стала популярной, даже при условии нечеткого определения должностных обязанностей директора по данным (ДД).
Некоторые ДД сосредоточены лишь на «инвентаризации» накопленных в компании информациионных активов. Другие больше озадачены качеством данных и управлением мастер-данными. Все сфокусированы на формировании культуры данных, но лишь немногие пока думают об оценке стоимости информационных активов и получении измеримых результатов, как например, в Альфа-Банке. Совсем недавний тренд: в зону ответственности ДД добавилась этика данных. Ясно одно – должность находится в процессе трансформации.
Повторит ли CDO карьеру CFO?
Чтобы лучше разобраться в том, какое будущее может ожидать директора по данным, полезно взглянуть на эволюцию роли финансового директора.
Изначально должность финансового директора подразумевала финансовый контроль. Поскольку деньги всегда были основой жизнедеятельности организации, то обеспечение надлежащего контроля стало первым приоритетом. Но законодательные акты сместили фокус на их исполнение. С тех пор роль финансового директора трансформировалась, и теперь состоит в стратегическом планировании, консультировании и партнерстве с генеральным директором. И естественно, что современные финансовые директора – это часто хорошие кандидаты на руководство компанией, поскольку именно они обладают достаточным влиянием, авторитетом и полным пониманием бизнеса.
Ожидает ли директора по данным подобная эволюция? На то есть все предпосылки.
В цифровой экономике данные прочно зарекомендовали себя как новый залог успеха в бизнесе. В главном докладе издания Economist за 2017 год было подчекнуто но, что “самый ценный ресурс в мире уже не нефть, а данные”. При этом 92% респондентов исследования NVP отметили, что люди и процессы больше всего тормозят развитие.
Эти выводы могут помочь обосновать необходимость должности директора по данным в компании. Но с таким решением можно поспорить, предложив сделать функциональных директоров ответственными за извлечение выгод из соответствующих областей данных: клиентских, логистических, финансовых, данных по качеству и др.
Даже с учетом описанного децентрализованного подхода, все равно остаются причины ввести роль директора по данным.
Отдельные руководители могут быть недостаточно мотивированы, некомпетентны и/или не обладать ресурсами для качественной обработки соответствующего набора данных. Другой важный аргумент – единая модель обращения с информационными активами. Также значение может иметь общий запрос руководства, какие информационные технологии нужны для поддержки.
Тем временем успешная цифровая трансформация требует от организации объединить все свои источники даных, чтобы извлечь из них более существенные и даже найти скрытые выгоды. Среди примеров клиентов Oracle – Банк ВТБ, компания МегаФон.
Как финансовый директор интегрирует все аспекты финансового управления с целью сформировать стратегическое видение будущего организации, у директора по данным есть объективные возможности объединить все аспекты сбора, интеграции и получения выгоды из данных в организации.
Большинство генеральных директоров могут положиться на своего финансового директора в формулировании финансовой стратегии компании. В тот момент, когда генеральный директор сможет положиться на директора по данным в формировании стратегии управления данными, можно будет сказать, что эта роль раскрыла свой потенциал.
Источник: блог Oracle