Томская сеть ГК «Лама» сокращает расходы, предлагая покупателям технологии самообслуживания
ГК «Лама» объединяет 63 магазина. ИТ-департамент сети применяет современные разработки для повышения эффективности, и с 2020 года началось внедрение технологий самообслуживания. Пилотный проект по внедрению касс самообслуживания был запущен в одном из гипермаркетов SPAR, и уже через 10 дней ими пользовались 34% покупателей. Расходы на ФОТ торговой точки сократились на 22,5%.
Магазин для «пилота» был выбран из-за расположения в микрорайоне с большой долей молодёжной аудитории и высокого показателя безналичного расчёта – 69% при среднем показателе сети 60%. После тщательного изучения его характеристик аналитики CSI провели расчёты и предложили вариант проектирования зоны самообслуживания для быстрого достижения ключевых показателей эффективности. Проект запускался при удаленной поддержке CSI силами томской компании-партнёра.
Зона с КСО заменила отдел экспресс-касс, которые открывались в пиковые часы и предпраздничные дни, а в остальное время простаивали. Необходимость во временных кассирах расширяла ФОТ торговой точки и требовала дополнительных затрат на подбор персонала. С установкой КСО снизились расходы на ФОТ – на остров из 4 касс достаточно одного помощника-кассира.
Система Set Retail для классических касс и Set SCO для касс самообслуживания интегрированы с внешними системами лояльности, которые использует ГК «Лама» – Loymax и Supra.
Игорь Чечулин, руководитель направления самообслуживания CSI, говорит: «Проект проходил в активном взаимодействии с ИТ-департаментом клиента, мы оперативно получали данные, обсуждали выводы. При построении математических моделей мы опираемся на опыт десятков проектов – пилотов и тиражей, реализованных нами с 2013 года в России и СНГ – это помогает быстро достичь планового результата».
Доля безналичных платежей в магазине выросла на 12%, отмечен общий прирост трафика. Среднее время прохождения КСО – 1,5 минуты. Ситуация с коронавирусом, которую трудно было предвидеть в момент планирования проекта, стала одним из факторов популярности нового способа оплаты покупок.
За безопасностью на кассовой линии в магазинах сети наблюдает система контроля кассовых операций Set Prisma.
В планах у ритейлера – запуск приложения Scan&Go на базе мобильного приложения лояльности, его разрабатывают собственные программисты ГК «Лама». Покупатели смогут сканировать свои покупки в торговом зале, чтобы на кассах самообслуживания их просто оплатить.
Елена Качесова, ИТ-директор ГК «Лама», отмечает: «Несмотря на условия, в которых мы оказались в разгар проекта, зона самообслуживания открылась в срок и мы быстро вышли на хорошие показатели трафика. Отмечу экспертов и аналитиков CSI, которые давали дельные рекомендации, помогали готовить отчёты и строили правильные прогнозы. С кассами SCO мы сокращаем издержки, а покупателям удобнее делать покупки. Будем развивать это направление при поддержке CSI».