Мобильные платежи. Союз банков и сотовых операторов

 

На каком этапе находится это сотрудничество? Каковы его перспективы? Об этом порталу «Мобильные телекоммуникации» рассказал Джошуа Роджерс, партнер группы стратегии, КПМГ в России и СНГ

 

— Возможен ли союз банков и сотовых операторов?

-Такие союзы не только возможны, но и довольно распространены, они создаются повсеместно. Каждый союз имеет определенные «за» и «против» для каждого из участников. Основная идея заключается в том, что такие союзы необходимы из-за сложной цепочки создания стоимости, которую трудно контролировать или финансировать целиком силами одной компании — отсюда потребность в создании альянсов. Потенциальные партнеры должны с учетом сильных сторон каждого из них направить совместные усилия на улучшение своего положения относительно конкурентов, оптимизацию срока вывода продукта на рынок и других факторов, влияющих на успех.

— Выгоды банков понятны, а какова выгода оператора при подобном союзе?

— На практике такие союзы представляют собой комбинацию сотрудничества с конкуренцией: все стороны получают чистую выгоду от сотрудничества, но также соревнуются друг с другом, чтобы максимизировать свою выгоду. Хотя распределение выгод — довольно сложный вопрос, как правило, мобильные операторы прежде всего выигрывают за счет предоставления большего объема услуг для клиентов и, следовательно, получения большей прибыли от каждого из них. Банки также выигрывают от этого, однако их дополнительная выгода заключается в расширении клиентской базы. Особенно это актуально для развивающихся стран, где значительная часть населения не охвачена банковскими услугами.

-Возможен ли эффективный «союз» оператора со многими банками и наоборот? Каковы плюсы и минусы такого подхода?

-Да, это возможно, но такой союз будет намного более сложным, поскольку должен будет обеспечивать выгоду всем сторонам. Скорее всего, сетевые мобильные операторы будут входить в состав сразу нескольких союзов. На раннем этапе были консорциумы с большим числом участников, однако по мере повышения потенциала рынка и заинтересованности клиентов союзы становятся более специализированными.

-Но сейчас идет интересный процесс: операторы создают и развивают собственные банки. Почему?

-Управление собственным банком – комплексная задача, связанная, помимо прочего, с необходимостью решать многочисленные вопросы управления рисками. На более развитых рынках интерес операторов к созданию и развитию собственных банков довольно низок. Исключение составляют случаи, когда банковская лицензия предусматривает меньшие ставки за обработку информации и бóльшие возможности по обслуживанию транзакций. В Европе введение статуса «исполнителя платежа» (payment service provider) способствовало определенному снижению сумм расходов на создание банка, который в итоге будет участником платежной системы, и облегчению требований к получению разрешений на ведение банковской деятельности (в пределах оказания услуг по исполнению платежей) – это нововведение целенаправленно внедрялось в Европейском Союзе. Сильный интерес к выходу на прибыльный рынок осуществления платежей и другие сегменты рынка финансовых услуг проявляют ритейлеры, операторы мобильной связи и другие организации ; многие из них заняты разработкой оптимальной модели, которая обеспечивала бы стабильную прибыль.

-Сейчас в Европе и мире актуальная задача — строительство инфраструктуры для мобильных платежей. Кто сейчас больше инвестирует в нее — банки или операторы?

-Везде по-разному. В Центральной Европе картина довольно пестрая. Некоторые банки действуют более агрессивно и ни в чем не уступают операторам мобильной связи, а некоторые, наоборот, отстают. В Австралии же банки стараются стать безусловными лидерами по объемам инвестиций в создание инфраструктуры для мобильных платежей. На других континентах огромные средства в инфраструктуру вкладывают и банки, и операторы мобильной связи. Важно с самого начала создать инфраструктурную сеть с потенциалом к увеличению объема мобильного трафика, чтобы в дальнейшем ею могли пользоваться другие участники (например, торговые точки и т. д.).

-Строится ли подобная система в России? Пытаются ли в этом плане сотрудничать друг с другом российские банки и сотовые операторы? Кто наиболее активный инициатор процесса создания системы мобильных трансакций (перевод от клиента к клиенту по номеру мобильного, но на банковские, а не на лицевые счета у оператора)?

— Сегодня в России нет явного лидера в сфере перевода средств на банковские счета от клиента к клиенту по номеру мобильного телефона.Но на российском рынке уже имеются примеры сотрудничества между операторами мобильной связи и банками, принадлежащими одному и тому же владельцу.

Беседовал Леонтий Букштейн

Похожие записи