МТС порадовали динамикой абонентской базы

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе

В пятницу, 15 ноября, МТС раскрыли операционные показатели за 3-й квартал 2013 года по количеству мобильных абонентов как в России, так и в других странах покрытия сети.

Двумя днями ранее оператором были опубликованы итоги тестирования качества передачи мобильных данных в сетях 2G/3G/LTE за 9 месяцев 2013 года. В отчете по тестированию были использованы данные сервиса ookla.com по ключевым показателям «большой тройки» в основных регионах РФ.

Если говорить о данных по размеру абонентской базы, то МТС немного превысили мои прогнозы на 3-й квартал 2013 года. В частности, я предполагал, что абонентская база в отчетном периоде возрастет не до 73,14 млн, а немногим менее — до 72,9 млн.

По итогам 3-го квартала темпы прироста абонентской базы МТС в годовом выражении составили 3,4%. Для сравнения, за аналогичный период мобильная абонентская база Мегафона увеличилась на 5,6% г/г, до 66,318 млн, а у российского сегмента VimpelCom Ltd. — на 3,4% г/г, до 58,1 млн.

Судя по всему, значительная динамика мобильной абонентской базы МТС обусловлена в первую очередь развитием сегмента по передаче мобильных данных (DATA). Этот сегмент в последние годы является основной «точкой роста» финансовых и операционных показателей компаний «большой тройки». Динамика абонентской базы в значительной мере изменяется под влиянием этого процесса.

Как я уже не раз отмечал, операторы обычно учитывают каждую дополнительно приобретенную рабочую SIM карту для планшета или модема как отдельного абонента. Между тем, в штучном выражении продажи планшетов только за 1-е полугодие 2013 года выросли на 215% г/г и составили 2,5 млн шт. Доля планшетов с модулем 3G/4G стабильно составляет примерно 40% от объема продаж. Нельзя забывать и о пользователях смартфонов, доля которых среди всех мобильных абонентов сейчас, по различным данным, составляет 28-34%, а это самая платежеспособная и требовательная к качеству услуг по передаче мобильных данных группа. Итак, развитие DATA позволяет наращивать выручку компаний как за счет увеличения абонентской базы, так и за счет сокращения показателя оттока (Churn Rate).

О степени развития сегмента передачи мобильных данных у МТС хорошо говорит соотношение их выручки с выручкой от всего мобильного сегмента и темпы роста показателя в денежном выражении. Для сравнения, приведу данные за 2-й квартал 2013 года. Так, доля DATA в выручке у МТС, Мегафона и VimpelCom Ltd. по РФ составляла 12,7%, 18,2% и 12,5% соответственно. Темпы роста выручки сегмента в денежном выражении у соответствующих компаний г/г были 40%, 28,7% и 37%. Как видно, МТС значительно отстают от Мегафона, но быстро сокращают отрыв. Судя по всему, все дело здесь в объемах капиталовложений и ставке операторов на определенную технологию — 3G/3G+ или LTE. Здесь-то нам и пригодится ранее упомянутое тестирование качества передачи мобильных данных. Как известно, по стандарту 3GPP LTE скорость передачи данных (upload) составляет до 172,8 Мбит/с, а 3G+ (HSPA+) — до 41 Мбит/с. Между тем, тестирование показывает, что интенсивное развитие Мегафоном LTE пока не отразилось на качестве услуг DATA:

На мой взгляд, это обусловлено тем, что в России до сих пор мало распространены и относительно дороги гаджеты с поддержкой LTE, да и сами услуги 4G. Также пока еще мала зона полноценного покрытия сети. Важно отметить и тот факт, что 2,5-2,69 ГГц частоты относительно более подвержены поглощению препятствиями. Решить хотя бы частично эти проблемы можно было бы резким увеличением CAPEX на несколько лет. Однако, по итогам 2013 года Мегафон ожидает совокупные CAPEX в размере 50-55 млрд руб. Для сравнения, у VimpelCom Ltd. в РФ по итогам 2013 года показатель, по моим оценкам, составит 65 млрд руб., а МТС — 70-75 млрд руб. Итак, динамика абонентской базы и данные по тестированию услуг DATA подтвердили мои предположения о том, что опережающее развитие LTE 2,5-2,69 ГГц в среднесрочной перспективе не является кардинальным конкурентным преимуществом.

Динамика основных показателей после публикации отчетности МТС может оказать поддержку обыкновенным акциям оператора. Я ожидаю, что стоимость обыкновенной акции МТС приблизится к таргету 352,3 руб. за бумагу.

Похожие записи