Илья Раченков, аналитик Инвесткафе
Обсуждение новых вариантов расчета оплаты за пользование частотами пока идет трудно: операторы не во всем согласны с профильным министерством. Данный процесс, однако, крайне важен с точки зрения расчистки частот, поскольку без этого развитие сетей четвертого поколения в России может затормозиться.
«Ведомости» пишут, что операторы, чью позицию поддержало и Минэкономразвития, выразили свое несогласие с положением новой методики расчета платы за используемый ими радиочастотный спектр. Напомним, новые правила предусматривают оплату за выделенные диапазоны, даже если в них пока не запущены сети связи. МЭР предложил Минкомсвязи доработать методику с учетом данного пункта.
Вопрос с оплатой радиочастотного спектра имеет принципиальное значение не только с точки зрения затрат операторов, хотя это довольно крупный их компонент. Так, за 2012 год плата на каждого оператора «большой тройки» только в России составила 3-4 млрд руб. При этом текущая методика ее расчета основывается на количестве используемых оператором базовых станций, что фактически выступает фактором, сдерживающим расширение сетей связи. Минкомсвязи предложило рассчитывать плату на основе ширины выделенного операторам диапазона радиочастотного спектра, что нашло у них поддержку, однако операторы готовы платить лишь за реально используемые частоты.
Операторов можно понять. Учитывая, что процесс расчистки частот для сетей LTE рискует сильно затянуться, при новом порядке они будут вынуждены платить, даже не используя частоты. Такая ситуация возникла с частотами для LTE: операторы могут строить сети в верхнем диапазоне (2,5-2,7 ГГц), но пока не могут делать это в нижнем (791-862 МГц). Ранее министр связи Николай Никифоров отмечал, что процесс расчистки частотного диапазона в России проходит слишком медленно. Это создает риск, что существующие сети связи могут просто не справиться с ростом трафика, и качество услуг связи упадет. Такая медлительность связана с самим порядком расчистки, который подразумевает компенсацию затрат на конверсию оборудования, использовавшегося предыдущими эксплуатантами (в основном, Министерством обороны), на другие частоты. При этом как звено для такой компенсации используется государственный бюджет, в который операторы вносят специальные платежи, а он, в свою очередь, каждый год закладывает определенные расходы на конверсию. Однако из-за их сравнительно небольшого объема данный процесс часто сильно затягивается по времени.
Я уже писал об инициативе министерства централизовать данный процесс. Ведомство предлагает выставлять частотный спектр на конкурсы уже очищенным, заложив расходы на конверсию в их цену для операторов. Министерство готово самостоятельно организовать конверсию. Операторы отнеслись к инициативе довольно настороженно: общая сумма затрат на конверсию будет определяться без их участия, поэтому они выразили желание увидеть некий прозрачный механизм ее определения.
Однако ранее Минкомсвязи также предлагало использовать как источник для финансирования затрат на конверсию отчисления операторов за пользование радиочастотным спектром. Это позволило бы очень сильно убыстрить данный процесс. Ранее НИИ радио давало оценку величины затрат на конверсию — порядка 84 млр руб. Если предположить, что плата операторов за пользование спектром в ближайшие годы останется стабильной и будет целиком направлена на конверсию, то это позволит провести ее в полном объеме всего за 5 лет. При этом общий срок развертывания сетей LTE, предусмотренный лицензиями операторов, составляет 7 лет, до 2019 года.
Кроме того, введение нового порядка расчета платы за частоты позволит приблизительно уравнять операторов в соответствующих расходах. На мой взгляд, это наиболее выгодно для Мегафона и МТС, которые имеют наибольшее количество базовых станций 2G и 3G.