Михаил Григорьев
Рынок онлайн-видео является одним из самых динамично растущих во всем мире. Каким был 2018 год для российских интернет-кинотеатров, какие шаги они предприняли, чтобы завоевать большую популярность среди пользователей?
Не только VOD
Один из самых заметных трендов — запуск онлайн-кинотеатрами стриминга линейных телеканалов. Раньше игроки предлагали только видео по запросу (VoD) и считалось, что пользователям не нужно линейное ТВ, но жизнь показала: люди хотят не только VoD — у них сохраняется потребность смотреть телеканалы. Как объяснил «Телеспутнику» директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин, здесь работает чистая психология: всегда замечательно посмотреть фильм под настроение, но еще удобнее нажать на кнопку и просто смотреть то, что подготовили редакторы телеканала. «Это всегда будет востребовано», — убежден он.
У Megogo раздел «Телеканалы» появился в 2014 году. Сейчас в нем доступен стриминг более 200 каналов. Летом 2018-го онлайн-кинотеатр открыл бесплатный доступ к стриминговому вещанию федеральных телеканалов. В Megogo этот шаг объяснили тем, что таким образом упрощают вход в сервис новым пользователям. Кроме того, это будет способствовать популяризации легального медиапотребления. Перечисляя преимущества просмотра телеканалов в онлайн-кинотеатре, генеральный директор Megogo в России Виктор Чеканов отметил, что пользователь получает доступ к ТВ-пакетам за плату, сравнимую со стоимостью подключения к ним у большинства операторов цифрового телевидения, при этом не надо подписывать договоры и подключать дополнительное оборудование.
Аналогичное предложение — «ТВ-каналы» — в 2018 году запустил ivi. Просмотр линейных телеканалов (на момент подготовки статьи их насчитывалось 67, из которых 7 бесплатных) доступен пользователям, оформившим платную подписку. Объясняя, почему видеосервис не стал распространять каналы бесплатно, генеральный директор ivi Олег Туманов сказал, что таким образом онлайн-кинотеатр хочет повысить ценность подписки. «Запуск телеканалов обусловлен новым медиапотреблением и растущими потребностями пользователей подстраивать телеконтент под свой ритм жизни, а не наоборот», — рассказал он. В дальнейшем ivi планирует увеличить количество телеканалов до ста и добавить интерактивные функции.
Онлайн-вещание телеканалов доступно также в сервисе Amediateka, но пока это только четыре канала собственного производства «Амедиа ТВ». Остальные крупные игроки — Okko, Tvigle, Tvzavr — предлагают исключительно VoD-контент и о планах стриминга линейного ТВ предпочитают молчать. Не будет преувеличением сказать, что проблема низкого ARPU для онлайн-кинотеатров стоит так же остро, как и для операторов платного ТВ, поэтому любая дополнительная услуга означает для них возможность повысить показатели среднего дохода с пользователя. Однако стали ли онлайн-кинотеатры зарабатывать больше с добавлением стриминга телеканалов, сказать сложно. Как утверждает Виктор Чеканов, есть внутренние данные, показывающие поведение пользователей внутри Megogo, из которых видно, что 30—35% покупок и подписок в сервисе происходит с лендингов, где продвигается телевизионная часть. «Это значит, что ТВ-пакеты приводят к нам порядка 30% новых подписчиков», — заключил он.
«Яндекс» и правообладатели
Серьезным игроком на рынке видеоконтента вообще и стриминга линейного телевидения в частности стремится стать также «Яндекс». Весной 2017-го компания начала тестовую трансляцию нескольких телеканалов, разместив на главной странице поискового сервиса кнопку «ТВ онлайн». Позднее «Яндекс» выделил в отдельное бизнес-подразделение все свои медиасервисы, сделал доступными на собственных онлайн-ресурсах фильмы и сериалы с возможностью монетизации, а также создал продюсерский центр для участия в производстве фильмов. В сервисе «ТВ онлайн» сейчас вещают более сотни телеканалов, в том числе собственные тематические каналы «Яндекса». Помимо этого, компания запускает сезонные каналы под определенное событие. Монетизация трансляций осуществляется за счет рекламной сети «Яндекса».
Второе полугодие 2018-го запомнилось противостоянием «Яндекса» и медиахолдингов, представляющих крупнейшие федеральные телеканалы. В частности, в августе «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа» и Первый канал сняли с главной страницы «Яндекса» стриминг своих каналов — по их словам, чтобы заставить интернет-компанию убрать нелегальный контент из поисковой выдачи. О том, насколько принципиален этот вопрос, говорят данные, приведенные в докладе гендиректора ivi Олега Туманова, сделанного в ходе Петербургского международного экономического форума — 2018. Согласно им, доля «Яндекса» в поисковом трафике топ-10 крупнейших пиратских ресурсов составляет 78%. По словам Олега Туманова, все новинки с пиратских сайтов несложно найти в топе поисковой выдачи «Яндекса», причем с возможностью немедленного просмотра. Поисковик индексирует заблокированные ресурсы и плееры с пиратским контентом. Гендиректор ivi предположил, что удаление ссылок на пиратские ресурсы из поисковой выдачи «Яндекса» позволит правообладателям увеличить свои доходы в несколько раз. Сама интернет-компания очень неохотно идет на очищение поисковой выдачи от пиратского контента, об этом сообщил технический директор дирекции интернет-вещания Первого канала Сергей Сторожев. На конференции «TeleMultiMedia Forum 2018: настоящее и будущее медиапотребления в России и мире» он заявил, что поисковики являются самой большой проблемой для правообладателей.
Столь внезапная принципиальность медиахолдингов может удивить, ведь, скажем так, ключевая роль поисковиков в трафике пиратских ресурсов была известна давно. Но за последние годы на рекламном рынке произошло важное изменение, которое, возможно, объясняет эту бескомпромиссность. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, Интернет обогнал по рекламным доходам телевидение: с января по сентябрь 2018-го онлайн собрал 140,5—141,5 млрд рублей, в то время как доходы телевещателей составили 130—131 млрд рублей. Телевидение теряет деньги рекламодателей, что в совокупности с сокращением среднего времени просмотра линейного ТВ и другими негативными тенденциями в перспективе может поставить традиционных игроков в сложное положение.
С медиахолдингами «Яндексу» в итоге удалось договориться: интернет-компания удалила из поисковой выдачи ссылки на страницы со спорными произведениями и подписала антипиратский меморандум, который дает правообладателям возможность вести реестр сайтов с пиратскими копиями фильмов и сериалов, а администраторы сервисов должны удалять ссылки на них из поисковой выдачи.
Синергия онлайна и офлайна
Этой весной Okko стал частью Rambler Group. В холдинге сделку объяснили тем, что онлайн-кинотеатр нужен им для «создания кроссмедийной экосистемы, охватывающей все экраны: мобильный, компьютерный, кинотеатральный и Smart TV». В Rambler Group, которому принадлежат киносети «Синема парк» и «Формула кино», уверены, что объединенная группа станет крупнейшим дистрибьютером контента в онлайне и офлайне, что откроет новые возможности рекламодателям и партнерам. Новые шаги не заставили себя долго ждать: вскоре было объявлено о переименовании кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» в Okko. В Rambler Group считают, что бренд Okko сильнее, чем бренды киносетей. «”Формула кино” и “Синема парк” остаются самыми большими сетями, но их бренды не имели решающего значения для пользователя, который выбирал фильм, цену и место, где ему ближе его посмотреть. Люди не всегда знали, что ходят, например, в «Синема парк», — объяснил первый заместитель гендиректора Rambler Group Максим Тадевосян. В холдинге собираются развивать экосистему на разных экранах под общим брендом, и в начале 2019 года появится единый абонемент в кинотеатры и подписка на Okko. По собственным данным Rambler Group, совокупная посещаемость «Синема парка» и «Формулы кино» составляет 30,6 млн зрителей в год, а их кинотеатры, согласно «Невафильм Research» — это 12,8% от всего количества кинозалов в стране.
Okko работает по подписной модели, которая, как заявили в Rambler Group, сохранится и после сделки. Сам онлайн-кинотеатр, по оценкам «ТМТ Консалтинг», занимает второе место на рынке с долей 17%.
Впереди телевизора
Все активнее онлайн-кинотеатры экспериментируют c моделью catch forward, то есть показывают сериалы до их эфира на телевидении. К примеру, в онлайн-кинотеатре Start премьера сериала СТС «Ивановы-Ивановы» состоялась раньше эфирной, а подписчики Okko смогли посмотреть «Психологинь» до премьеры на том же СТС. В Okko заявили, что видят хорошие перспективы в сотрудничестве с телеканалами и считают модель catch forward важным фактором развития не только платной модели в VoD, но и телевидения в целом: премьеры проектов в эфире зачастую являются драйвером просмотров предыдущих сезонов сериала на видеоресурсах. Стартовавший в августе 2018 года видеосервис ТНТ-Premier, работающий по платной подписной модели (SVoD), за первый месяц своей работы зафиксировал более 3,9 млн просмотров доэфирного контента. Можно предположить, что онлайн-кинотеатры будут и дальше развивать модель catch forward, а телевидению доэфирные показы помогут сделать продукт привлекательнее для аудитории, которая отвернулась от ТВ. «Есть мнение, что сегодня большая часть молодежи совсем не смотрит телевизор и потребляет исключительно интернет-контент, — рассуждает гендиректор Okko Иван Гродецкий. — Отчасти это правда, но телевидение также не стоит на месте, оно подхватывает современные тренды, развивается и тоже делает ставку на VoD, ведь основным драйвером catch forward в онлайн-видео до сих пор является телевизионное смотрение. В итоге получается, что те, кто не смотрит телепрограммы по телевизору, просто смотрят их в VoD».
Источник: «Телеспутник»